Прощание с Борисом Ефимовым, любимым карикатуристом Сталина
В ночь с понедельника на вторник умер великий рисовальщик Борис Ефимов, родившийся в Киеве 28 сентября 1900 года в еврейской семье. Родители – Ефим Моисеевич Фридлянд и Рахиль Савельевна. Он умер в прекрасном и невозможном возрасте 108 лет и двух дней – "долголетие, в котором я неповинен", сказал он в прошлое воскресенье, когда задувал свечи на именинном торте.
Это был самый знаменитый "карандаш" России, любимый карикатурист Сталина, карикатурист режима, более того – всех русских режимов, до, во время и после Октябрьской революции: рисунки с его подписью "Бор.-Ефимов" на протяжении десятилетий публиковались в "Правде", "Известиях", в журналах "Крокодил" и "Огонек". Несмотря на то, что его профессия была трудной и опасной, ему удалось выжить в эпоху репрессий, подозрений и чисток, в отличие от его брата, Михаила Кольцова, расстрелянного в 1940 году как "враг народа" по приговору сталинского суда.
Михаил был самым знаменитым в Советском Союзе журналистом, "номер один" – и заплатил жизнью за строку, которая не понравилась Берии. Однако же о его смерти известно довольно мало: некоторые говорят, что он не был расстрелян, а умер в ГУЛАГе в 1942 году. С тех пор боль сопровождала всю долгую жизнь Ефимова, вынужденного работать на палача своего брата. Именно с Михаилом он начал свою неповторимую карьеру. В реальном училище в Белостоке, на Украине, братья основали рукописный журнал. Михаил руководил изданием, Борис его иллюстрировал.
В 1915 году русские под натиском австро-германской армии были вынуждены оставить Белосток, Борис последовал за отступающими императорскими войсками. В 1919 году его рисунки появились в газете Красной Армии, и он был назначен одним из секретарей редакционно-издательского отдела Народного комиссариата по военным делам Советской Украины. В 1922 году он переехал в Москву и начал сотрудничать с ведущими коммунистическими изданиями. Ефимов рисовал Троцкого, Бухарина, Маяковского, Ильфа и Петрова (авторы знаменитого романа "Двенадцать стульев"). Он стал "снайпером политической карикатуры", его карикатуры были "как приговор".
Троцкий дал разрешение на публикацию его первого альбома, а когда бывший командующий Красной Армией был вынужден уехать из страны, художнику пришлось сменить регистр и рисовать его как злодея. Лев строил заговоры против СССР и поэтому должен был стать мишенью для пролетарской сатиры. Под прицелом этой сатиры в последующем оказались и такие знаменитые лидеры западных капиталистических стран, как Чемберлен, Черчилль, Муссолини, Трумэн, Гитлер, Геринг и Геббельс, которых Ефимов всегда рисовал хромыми уродцами. На него сыпался град протестов со стороны дипломатов, гестапо распространило приказ после взятия Москвы Бориса "найти и повесить".
После расстрела брата Борис опасался, что придет и его час: он не ошибался, его имя действительно было в списке представителей интеллигенции, подлежавших ликвидации. Но вычеркнул его из этого списка сам Сталин. Диктатор испытывал по отношению к Ефимову, а вернее к его карикатурам, страсть, "понятную только ему самому", как писал Дмитрий Смолев. Время от времени Сталин вносил корректировки в наброски, подправляя ручкой некоторые детали или шутки, если считал это целесообразным.
Борис соглашался с такой субординацией, и Сталин помиловал рисовальщика, потому что, по его мнению, он был еще "полезным". Советский режим использовал его в своих кампаниях против "социал-фашистов", "космополитов", "генетиков" (во времена Сталина генетика была наукой, подвергавшейся гонениям); а также против руководителей, впавших в немилость, против Ватикана, против Тито, против "врачей-убийц" и "вражеских голосов" – европейских и американских радиостанций.
Во время Второй мировой войны Ефимов работал практически без отдыха: "его" Гитлер был демоническим, безумным, разъяренным поражениями. Его карикатуры появлялись в военных изданиях, в частности в "Красной Звезде", и солдаты вырезали и хранили эти рисунки.
Он пережил период разоблачения культа личности Сталина, благодаря своему несомненному таланту. В 1966 году он стал главным редактором творческо-производственного объединения "Агитплакат" и оставался на этом посту 30 лет. Он и его коллеги Виктор Дени, Дмитрий Моор, Лев Бродаты, Михаил Черемных и Кукрыниксы (псевдоним трио Куприянова, Крылова и Николая Соколова) стали душой движения "Позитивной сатиры" – уникального явления в своем роде. 28 сентября 2007 года, в день его 107-летия, он был назначен на должность главного художника газеты "Известия". По этому поводу Ефимов сказал, что закончились времена карандашных рисунков, "карикатура утратила свою жизненную силу, она стала юмористической, не сатирической. Она – вспомогательный материал газет, который больше не вызывает особых эмоций, мыслей или идей". Вселенский пессимизм того, кто пережил слишком много иллюзорных идей по переустройству мира, но мир так и не изменился.