Александр Смирнов: Классический университет воспитывает всесторонне развитую личность
90 лет со дня основания отметит на следующей неделе старейший вуз Восточной Сибири – Иркутский государственный университет.
Открывшийся 27 октября 1918 года, он является alma mater для большинства высших учебных заведений нашего региона, а также основоположником научных школ, благодаря которым в Иркутске сегодня успешно развивается академическая наука. Вот уже более 11 лет ИГУ возглавляет доктор химических наук, профессор Александр Смирнов. В преддверии юбилея он рассказал газете «Областная» о том, как классическому вузу в конкуренции с более современными и инновационными удается удерживать лидирующие позиции в образовательном пространстве, развивая популярные специальности и сохраняя не- востребованные.
– В 1918 году ваш университет стал главным образовательным, научным и культурным центром на огромной территории от Енисея до Тихого океана. Спустя 90 лет в рейтинге авторитетного российского журнала «Деньги», составленного на основе опроса 300 крупнейших российских компаний-работодателей, ИГУ занял почетное 42-е место. Соблюдение каких традиций и принципов помогает вам сохранять лидирующие позиции в образовательном пространстве?
– Иркутский государственный университет – это одна большая семья. Уважать каждого ее члена – от уборщицы до профессора – наша главная традиция. Несмотря ни на какие катаклизмы и веяния времени, мы стараемся поддерживать благоприятную морально-психологическую атмосферу среди студентов и преподавателей. В трудные годы это помогло университету выстоять, не только не растеряв, но и приумножив свой потенциал. Самый важный принцип работы нашего вуза – не останавливаться на достигнутом, а все время двигаться вперед и учить этому студентов. К нам приходит не школьник и не ребенок, к нам приходит взрослый и самостоятельный человек. Одно поколение сменяется другим, стремительно трансформируются методы обучения, и мы в своей работе все это учитываем.
– Открытие ИГУ положило начало высшему образованию в Сибири и на Дальнем Востоке. Несмотря на то что ваш вуз является классическим, вы внедряете в образовательный процесс инновационные методы обучения. Ваши преподаватели часто говорят о том, что их задача – готовить студентов, как десант парашютистов, – где выпрыгнут, там и должны себя реализовать…
– Классический университет отличается от других вузов отсутствием узкой специализации. Это значит, что предметы преподаются шире, обучение ведется по обобщенным программам. Наша принципиальная позиция заключается в том, что студент должен научиться думать и решать задачи, которые ставит перед ним преподаватель. Действительно, в учебном процессе мы используем новые информационные технологии, успешно внедряем балльно-рейтинговую систему оценки знаний студентов, деловые игры. Все это помогает нашим выпускникам работать в любых сферах.
Хочу подчеркнуть, что классическое образование предусматривает воспитание всесторонне развитой личности. Речь идет не только о передаче знаний от преподавателя к студентам, но и об интеллектуальном, общекультурном, нравственном воздействии учителя на ученика. А этому не может научить ни одна из самых современных информационных программ.
– ИГУ всегда чутко реагировал на запросы страны и времени. Когда в 1960-х годах началось интенсивное промышленное освоение Сибири, университет начал подготовку инженеров-метеорологов, работающих на нужды бурно развивающейся авиации и других отраслей народного хозяйства. В 1990-е годы вы открыли ряд экономических специальностей. На какие направления делаете ставку сегодня и что планируете в будущем?
– Начну с того, что до перестройки в нашем университете было всего девять специальностей: физика, химия, математика, геология, биология, география, история, филология и юриспруденция. Сегодня мы имеем 14 подразделений – пять институтов и девять факультетов, ведем подготовку по 45-ти специальностями. Безусловно, запросы времени заставляют нас готовить новых профессионалов даже в традиционных классических областях. К примеру, раньше математика была только теоретической и прикладной, а сегодня мы ведем набор на «Математические методы в экономике», «Математические администрирования информационных систем» и т. д. В прошлом году открыли «Политологию», «Религиоведение» и «Инженерную геологию». Сейчас создавать новые специальности нам труднее из-за недостатка помещений. Это значит, что какое-то время мы будем лишь внедрять узкие специализации в рамках специальностей.
– А как часто вы закрываете непопулярные специальности?
– Наша принципиальная позиция – не закрывать никакие специальности вообще. В свое время мы могли бы закрыть «Геологию», но сохранили ее и, как могли, развивали. В итоге последние два года там большой конкурс. Сегодня можем закрыть непопулярную «Химию», но не сделаем этого, потому что в области три города химической промышленности – Ангарск, Усолье-Сибирское и Саянск. К тому же, закрыв невостребованные специальности, мы можем нанести вред науке и образованию. Ведь наши выпускники могут преподавать профильные предметы как в школах, так и в вузах. И в отличие от учителей с педагогическим образованием они более качественно и доступно дают прикладные и фундаментальные знания.
Конечно, за счет непопулярных специальностей нам живется экономически сложнее, чем другим вузам. Коммерческий набор на них не осуществляется, а бюджетное финансирование составляет одну третью часть от потребностей. Если зарплату и стипендию выдают полностью, то расходы на содержание – компьютеры, лабораторное оборудование и т. д. – не предусмотрены.
– Будете ли вы продолжать практику создания институтов на базе факультетов?
– В настоящее время в ИГУ пять институтов – Юридический институт, Международный институт экономики и лингвистики, Институт социальных наук, Институт математики, экономики и информатики и Байкальская международная бизнес-школа. Сейчас мы спокойно можем открыть институт на базе факультета сервиса и рекламы, так как у него есть необходимое количество студентов и специальностей. Кстати, эту практику мы начали до того, как Министерство образования и науки ввело статус учебных институтов внутри вузов, и, конечно, будем ее продолжать.
– ИГУ – сторонник непрерывного образовательного процесса…
– Университет, действительно, уделяет большое внимание довузовской подготовке будущих студентов. В структуре ИГУ есть лицей, осуществляющий профильное обучение старшеклассников по различным направлениям, 90% его выпускников приходят учиться к нам. Кроме этого, университет имеет в области сеть базовых инновационных средних общеобразовательных учебных заведений. В 27 школах работают профильные классы, курируемые различными факультетами ИГУ. В них преподают, ведут научные направления и оценивают олимпиадные работы наши профессора. Также плотно мы сотрудничаем с ангарским педагогическим училищем и иркутской гимназией № 1 по двум направлениям – математике и филологии. Их выпускники продолжают обучение у нас с третьего курса. Большую роль в ранней профориентациии учащихся играет Воскресный колледж ИГУ, некоторые отделения которого имеют и дистанционную форму обучения. Однако, несмотря на всю нашу работу по созданию образовательного пространства, уровень знаний нынешних абитуриентов, к сожалению, оставляет желать лучшего.
– Повлиял ли на это Единый государственный экзамен?
– Если человек имеет хорошие знания, он любой экзамен сдаст успешно. Да, ЕГЭ сняло с вузов проблему организации вступительных испытаний. Но, с другой стороны, мы потеряли возможность оценивать абитуриентов по собственным критериям. «Единый» надо рассматривать сквозь большую призму. Недаром его критиковал ректор главного вуза страны Виктор Садовничий. Кстати, в МГУ наряду с системой ЕГЭ по-прежнему проводятся свои испытания. Мы бы тоже так хотели.
– В ИГУ большое внимание уделяется внедрению результатов научно-исследовательской работы в учебный процесс, привлечению к этому профессорско-преподавательского состава и студентов. Каковы главные цели интеграции высшего образования и науки?
– С момента своего основания ИГУ развивает научные школы и внедряет исследования в учебный процесс. Математик Олег Васильев, биолог Михаил Кожов, филолог Валентин Распутин – эти великие люди наши выпускники. Больше половины сотрудников Иркутского научного центра СО РАН тоже вышли из стен ИГУ. Этот показатель характеризует и определяет высокий научный потенциал и конкурентоспособность университета. В научно-исследовательской работе принимают участие более 70% студентов очной формы обучения, из которых более 300 человек получают оплату из различных фондов. Студенту наука дает возможность выбрать профессиональное направление – фундаментальное или прикладное, а значит, определиться, для чего он себя готовит – для науки или производства.
– Не испортит ли крепкие связи вуза с наукой переход на двухуровневую систему образования? Понятно, что магистр без науки никуда, но ведь бакалавриат подразумевает общую, а не углубленную подготовку студентов.
– Мы уже с 1994 года осуществляем подготовку бакалавров по направлению «Лингвистика», в 2002-м открыли бакалавриат по направлениям «Геология», «Экономика», «Коммерция», в 2005-м – «Химия». Магистры у нас выпускаются с 2002 года по направлениям «Геология», «Радиофизика», «Лингвистика», «Химия», «Коммерция», «Физика», «Электроника и микроэлектроника». И бакалавра, и магистра мы учим думать и работать над собой, наш студент все время в поиске, поэтому так или иначе соприкасается с научно-исследовательской деятельностью.
– В преддверии юбилея не принято говорить о проблемах. Но все-таки, о чем болит голова у ректора ИГУ сегодня?
– Главная моя задача – не только обеспечить подготовку высококвалифицированных специалистов, но и создать такие условия, чтобы молодые люди, оканчивающие аспирантуру, оставались в стенах университета, чтобы новые научные разработки внедрялись в учебный процесс, иначе студенты будут получать устаревшие знания. Голова также болит о хозяйственных вопросах – о том, чтобы завтра в учебных корпусах и общежитиях было тепло и светло, о том, чтобы работали компьютеры, ремонтировались здания и т. д.
– С каким настроением встречаете 90-летие вуза и что пожелаете своей «большой семье» в честь юбилея?
– Настрой у нас бодрый и оптимистичный. Если смогли преодолеть трудные годы перестройки и не только выстоять, но и развиваться, значит, способны решать более высокие задачи и к 100-летию должны выйти на новый качественный уровень. А пожелать своим сотрудникам я хочу больших успехов в научной и образовательной работе, здоровья, счастья и благополучия в семьях.