Санитарный кризис
Малый бизнес готовится к трудным временам.
Иркутский малый и средний бизнес настраивается на нелегкие времена. Волна мирового финансового кризиса, родившаяся в далеких Соединенных Штатах Америки, докатилась и до местных предпринимателей. Чтобы сохранить свое дело на плаву, бизнесмены начали оптимизацию производства, сокращение сотрудников и свертывание инвестиционных программ. В выигрыше оказались те, кто пережил дефолт 1998 года. Этот тяжелый опыт помогает лучше подготовиться к очередному кризису.
Офисный планктон ждут перемены
Лучший показатель того, что в частном бизнесе что-то не так, – резкое исчезновение из компьютерной программы ICQ, или, по-простонародному, «аськи», офисных работников. Лично ко мне еще недавно «стучались» поболтать десятки бухгалтеров, всевозможных менеджеров и экономистов – так называемый офисный планктон. В последний месяц почти все исчезли. Когда собирал материал для этой статьи, выяснилось, что в условиях угрозы сокращения сотрудники стали больше внимания уделять своей работе, а не болтовне в Интернете.
А иркутские форумы запестрели вот такими тревожными сообщениями:
«Работаю в юридической фирме. Зарплата в настоящее время задерживается, чего ранее не наблюдалось. Имеется информация, что крупные клиенты прекратили финансирование проектов по покупке земли и приобретению недвижимости».
«Работаю в розничной торговле. Почти все банки урезали финансирование. Оптовые компании за свой счет кредитовать товар отказываются, работают только за деньги. Сокращений пока не было».
«Оптовики массово режут поставки с отсрочкой платежа, теперь почти у всех товар-деньги-товар. По многим стукнет больно».
«Электротехнический бизнес. Распоряжение по конторе – новых сотрудников не брать, даже если уволился кто-то. Расходы по максимуму сократить. Корпоративный Новый год уже отменили».
«Вот и до нас докатилось (типография). Одна очень солидная компьютерная фирма заказала у нас печать буклетов. Но если раньше они печатали на хорошей меловке, полноцвет, то сейчас сделали заказ на самой дешевой офсетке, в один цвет, на ризографе! Мы сначала поржали, а теперь призадумались, как жить дальше будем».
Как жить дальше? Этим вопросом сейчас обеспокоены почти все бизнесмены, не говоря уж об их подчиненных. Почти. Некоторые пока удивительно спокойны.
– Если бы не телевизор, я бы и не узнал о кризисе. У моей фирмы все нормально. Я занимаюсь поставками изоляционного материала для труб. Объемы продаж меня устраивают. Отрасль ЖКХ, основной наш потребитель, будет существовать всегда, в любые кризисы. Но на крайний случай у меня есть диплом учителя, так что не пропаду, – поделился руководитель фирмы «СДК» Сергей Дымченко.
Он один из немногих, кто вообще решился дать интервью. Остальные владельцы небольших фирм либо отказывались, либо комментировали на условиях анонимности. Все боятся, что если откровенно рассказать правду, то может пострадать репутация предприятия, и это в условиях, когда число клиентов и так падает.
– Мы вот-вот собирались открыть еще один филиал в Новгороде, – говорит экономист Лариса из фирмы, занимающейся металлопрокатом. – Даже подобрали сотрудников. Но директор на днях сообщил, что все, филиал отменяется. И вообще, нас ждут нелегкие времена. Объемы продаж упали, и нам срезали премиальные.
Конец безумным тратам
Снижение зафиксировано в различных отраслях бизнеса. Одними из первых на себе ощутили кризис фирмы по продаже пластиковых окон как в сегменте частного потребителя, так и строительства объектов недвижимости. По данным независимого отраслевого центра «О.К.Н.А.», падение по сравнению с прошлым годом в стране составило около 35%. Естественно, Иркутск не стал исключением.
Примерно в два раза в столице Приангарья упали продажи автомобилей. В основном, из-за возникших у потребителей трудностей с получением автокредита.
Но больше всего пострадал финансовый сектор. Это лизинговые и страховые компании. Страховщики теперь выживают в основном за счет обязательных программ, таких как «ОСАГО», об остальном на период кризиса придется забыть.
Несколько лучше чувствует себя оптово-розничная торговля. В Иркутске нет таких случаев, как в Москве, где крупные торговые сети не могут закупить товар, и в результате полки начинают пустеть.
Как считает руководитель Иркутской ассоциации малого и среднего бизнеса Владимир Снегирев, особой паники у бизнесменов нет, есть некоторое напряжение, но в целом, все чувствуют себя спокойно.
– Сейчас фирмы пытаются предпринять все возможное для оптимизации расходов. Многие свернули инвестпроекты, начинается сокращение персонала, не будет больше того безумного, в большинстве своем неоправданного, роста зарплат, – рассказывает Владимир Снегирев.
Но он не считает, что подавляющему большинству офисных сотрудников стоит чего-то бояться. Большие сокращения могут быть в крупном бизнесе, где они сейчас и происходят. К тому же, не стоит беспокоиться профессионалам, сократят тех, кого и раньше хотели уволить, но рука не поднималась, теперь же появился такой веский повод. А малому бизнесу никогда и не были присущи раздутые штаты.
– Малому бизнесу всегда легче перестроиться, он оперативнее видит конъюнктуру рынка, всегда может заняться другой продукцией, – продолжает Владимир Снегирев.
– А есть вид бизнеса, которого кризис совершенно не коснется?
– Конечно, например, ритуальный бизнес. Но это я иронизирую. Думаю, по-прежнему будет процветать розничная торговля, ведь людям всегда нужны продукты, одежда и прочие товары народного потребления.
Владимир Снегирев назвал этот кризис санитарным. По его мнению, в результате должна произойти так называемая перегруппировка сил, и бизнес займет те ниши, которые действительно нужны экономике. Предприниматели перестанут раздувать штаты, бездумно тратить средства на вещи, не относящиеся к производству. Подобное происходило во время дефолта 1998 года. И те, кто его пережил, легче перенесут и нынешний кризис.
Больше юмора и оптимизма
Из того же интернет-форума хочется привести еще одно сообщение. Возможно, оно лучше прочих отражает настроение, которое сегодня царит в обществе. Ведь банкиров, миллионеров и прочих крупных собственников, которым есть что терять, немного. А простому человеку для счастья надо мало.
«За хату и свет оплачено за полгода вперед, ремонт дома сделан, машина тоже полностью в порядке. В гараже картошка, в морозилке мясо. Жену одеждой затарил на пару лет вперед. Долги розданы, кредитов не имею. К кризису готов! Вот еще сахара мешочек – и все… А вообще, реально по фигу до кризисов должно быть основной массе населения, не имеющей сбережений. Тратьте деньги, господа, и получайте удовольствие».