Актуальные проблемы развития малых народов Сибири
Кеты, эвенки, долгане, нганасаны, их происхождение и кодекс чести - этой работой открывается серия публикаций, посвященных теме «Затерянный мир Иркутской области».
Этой работой я открываю серию публикаций, посвященных теме «Затерянный мир Иркутской области».
Публикации о «затерянном мире» размещались на сайте Сибновости.ру с октября 2007 года и пользовались интересом у читателей, что, в итоге, возбудило против меня стойкое неприятие определенного числа «доброжелателей». Влияние «доброжелателей» был столь сильным, что мне пришлось поменять место работы и, вместо преподавателя вуза, стать заместителем директора по науке архитектурно-этнографического музея «Тальцы». Об этом не жалею. Напротив, я очень счастлив произошедшими изменениями.
Благодарю всех, кто проявлял интерес к рубрике «Затерянный мир Иркутской области». Данный проспект-очерк является черновиком-конспектом общего труда, который увидит свет в 2009 году. Книга будет рассчитана на деловых людей и туристов-исследователей, интересующихся Иркутской областью.
В дальнейшем предполагаю размещать публикации об историко-архитектурных и этнографических экспедициях сотрудников музея «Тальцы» в отдаленные уголки Восточной Сибири.
Владимир Титов
Предисловие
Согласно статистическим данным, указанным в академическом учебнике «Этнография», написанном под редакцией Юлиана Владимировича Бромлея и Геннадия Евгеньевича Маркова, выпущенном в издательстве «Высшая школа» в Москве, в 1982 г., коренное население Сибири насчитывало в советские времена более 1 миллиона человек. Это население распределяется по многим отдельным народам и группам. В общей структуре коренной этнос делится на группу крупных коренных народов Сибири (буряты, якуты и тувинцы) и малых народов Севера (их насчитывается от 20 до 24 народов, с общей численностью не более 150 тыс. чел.).
От остальных народов мира коренные этносы Сибири отличает большое многообразие языков и диалектов, носителями которых они являются. Сейчас принято отмечать, что народы Сибири делятся на следующие языковые семьи: алтайскую (в которой выделяется отдельная тунгусская ветвь), уральскую, байкальскую, «палеоазиатскую», «палеосибирскую».
Две последние языковые семьи включают в себя те народности, предки которых предположительно были древнейшими обитателями нашего региона. Сейчас эти народности малочисленны и, как правило, ведут традиционный образ жизни таежного охотника-скотовода. Именно они являются героями этого очерка.
Настоящее издание преследует сразу несколько целей: наиболее информативно представить:
1) данные по исторической литературе посвященной изучению малых этносов Восточной Сибири.
2) обозреть архивные и нормативно-правовые источники, позволивших заинтересованным лицам самим найти нужную информацию по профилю.
3) рассказать о взаимодействие традиционной культуры коренных малочисленных народов с современностью, языком статистики, фактов и конкретных примеров.
4) анализ некоторых актуальных проблем современного социально-бытового развития малых народов Восточной Сибири.
Настоящий очерк написан с учетом данных 1950 - 1991 гг. Это последний период в истории Советского Союза. В годы до августа 1991 г. формировались многие из современных проблем социально-экономического развития, поэтому информация недавнего прошлого поможет Вам, уважаемый читатель, составить представления
В качестве дополнения к социально-экономическим и бытовым фактам в данном очерке собраны справочные сведения о географии расположения наиболее крупных населенных пунктов, в которых малые коренные народности ведут традиционный образ хозяйствования и промыслов.
Остается пожелать удачи в чтении этого очерка, ну и, конечно, в использовании данных в Вашей практической жизнедеятельности, для самопознания, бизнеса, путешествия...
Несколько слов о легенде происхождения
Природа происхождения многих коренных малочисленных этносов Восточной Сибири связана с легендарным народом Евразии - тунгусами.
«Они все стройного роста и очень пропорционального сложения. Я среди них не видел ни одного полного человека», - писал о тунгусах в 1789 году немецкий путешественник Иоганн Людвиг Вагнер.
Едва перебравшись через Енисей, русские первопроходцы встретились с многолюдным племенем горной тайги и лесотундры - тунгусами. Им принадлежала особо важная роль в истории Сибири и соседних с ней стран Азии. Тунгусы создали свою собственную оригинальную культуру.
Тунгусы - это название из XVII века. Сейчас их предками являются эвенки, эвены и негидальцы, а также многие другие народы, о которых речь пойдет ниже. Пожалуй, только кеты из всех народов Восточной Сибири не соприкасались с тунгусами и сохранили свою этническую чистоту и замкнутость.
Тунгусы являются ядром всех народов тунгусо-маньчжурской группы. В 1930-х г.г. в Новосибирске издавали интереснейшую книгу - «Советскую сибирскую энциклопедию». Для демонстрации расселения сибирских народностей в энциклопедии была напечатана специальная карта, где 75% всей площади Сибири было закрашено в цвет, символизирующий потомков тунгусов. К моменту прихода русских в Сибирь тунгусы освоили всю тайгу от Енисея до Охотского моря. Занимались они охотой и рыболовством.
Существует легенда о том, как тунгусам удалось воспитать в себе подобные качества. Однажды юноше - охотнику, который долго искал любимую и преданную жену, посчастливилось. Сватовство, женитьба, но вот беда - его жена не могла родить. Долгие поездки к шаманам, молитвы, обращенные к богам, и путешествие в долину реки Алдан, где, по слухам, происходили чудеса... Там молодая жена забеременела. И вновь проблема: прошел год, два, три и даже десять лет, а женщина все была на сносях. Муж и жена отправляются снова в долину Алдана. Им необходимо в декабре отыскать ярко-желтый цветок, который при 40 - 45 градусах мороза распустится и начнет плодоносить. Обладающий ягодами этого сказочного цветка способен получать от жизни все без ограничений. Цветок растет на вершинах отвесных скал и наши путники множество раз срывались вниз, обрывали кожу на руках и набивали синяки.
Им повезло: цветок найден, но достать его может только один человек. В этот момент чудо цветок молвил слова: «вы можете взять мои плоды и получить то, о чем давно мечтали. Но если вы их оставите и не сорвете, то будете обладать несметными сокровищами, которые лежат на дне реки». Река раздвинула свои воды, и супруги, опустив глаза, увидели богатства. «Все это будет ваше, если оставите плоды на моих ветвях», - шептал цветок. Мужчина, густо покраснев, отполз в сторону, и в одночасье богатства реки оказались в утробе у его жены. Он неловко улыбнулся и стал просить прощения, говорил, что теперь они станут жить в достатке, и им не нужны дети, что старость обеспечена, и еще что-то. Женщина не проронила не слова. Она распростерла руки и бросилась вниз, навстречу реке. Ее плоть и кровь превратились в мириады сокровищ: чароит, лазурит, речной жемчуг, золото и многое другое рассыпалось по долине.
Конечно, этот отрывок текста - лишь красиво рассказанная легенда. Но, тем не менее, Алдан, на котором, возможно, никогда не было ни одного тунгуса, - это река резкого географического контраста. Весь правый берег состоит из горных хребтов, которые спускаются к воде крутыми уступами. Кое-где их гряда перерезана глубокими падями, краем одной из таких падей идет в гору знаменитый охотский тракт. С Алданом связано золотое благосостояние России. До революции приблизительно 24% всей добычи золота происходило на Урале, 13% - в Западной Сибири (в особенности в Нижнем Енисее, который в течение многих даже советских десятилетий являлся самым крупным районом золотодобычи), 63% - в Восточной Сибири (в первую очередь в Забайкалье!). Кстати, современное географическое распространение добычи золота примерно соответствует дореволюционным данным. Сибиряки могут гордиться - основная масса золота добывается в Забайкалье, на россыпях (не менее 56% от общей количества полученного). Содержание золота в россыпях неравномерное, но местами оно бывает поразительно высоким. Еще в начале 1930-х г.г. россыпи у притоков Лены-Витима, Олекмы и Алдана содержали 20 г/кбм., что оценивалось на отлично. Сейчас месторождения Алдана искрятся сокровищами, но вот, беда: деньги, заработанные на Алдане, приносят мало счастья, словно вековая легенда распростерла над всеми «алданцами» свое проклятье.
Племя осудило изменника-мужа. Его оставили одного в долине, полной сокровищ. С тех пор он там живет, а умрет он только тогда, когда в долине не останется не одной драгоценной песчинки.
Мужчины племени дали клятву никогда не быть похожим на этого изменника-мужа. Они выработали свой кодекс поведения:
поединок двух воинов - обязательный ежегодный ритуал для мужчины;
никогда нельзя обижать или убивать женщин, детей, стариков;
нельзя быть жадным;
если все мужчины противника убиты, необходимо оставить после себя метки, чтобы мститель мог найти вас;
мужчине полагается быть вежливым, подтянутым и стройным;
если мужчина зол, он должен вызвать на поединок соперника, разозлить его и во время битвы укротить свое недовольство.
Женщины - тунгуски должны были во всем повиноваться мужу и оказываться верными при любых обстоятельствах. Уведенные победителями, они всегда знали, что ночью к ним придут на выручку мужчины, поэтому они перерезали тетивы луков врагов, дырявили их лодки, прятались в дуплах.
Уже к началу ХХ века истинные этнические тунгусы исчезли с географической карты, они ассимилировались и переродились в другие народности.
Итак, небольшая Этнографическая справка
Долгане
Самый молодой и самый многочисленный этнос из всех северных народов, проживающих на севере Красноярского края, на Таймыре. Самоназвание долган происходит от названия одной из родовых групп северных тунгусов. Первое упоминание о долганах как жителях Таймыра относится к 1841 г. Формирование долган происходило на севере Енисейской губернии двумя веками ранее.
Озерно-речной край юга Таймыра притягивал к себе промысловиков-охотников из самых разных групп населения, что в итоге позволило на этнической основе тунгуссих родов Долган, Донгот, Эдян, Каранто, илимпийских эвенков, которые попали под якутское влияние, затундренских якутов и затундренных крестьян, оленекских якутов и отдельных семей энцев, ненцев, сформировать народ долган.
Долган называют «якутскими тунгусами».
Кеты
Все ученые и издания в один голос заявляют: кеты - самый загадочный народ, живущий на земле. Их легенды, мифы и сказки так густо переплелись с реалиями жизни, что сейчас невозможно отделить факты от вымысла в жизни этих енисейских охотников и рыболовов. В царской России кетов называли енисейцами, енисейскими остяками. Сами себя они называли - кеты, что в переводе означает люди.
В 1979 г. кетов в СССР насчитывалось 1 тысяча 200 человек, из которых 900 человек понимали и говорили по-кетски. По данным наиболее авторитетного исследователя кетов - В.П. Кривоногова ("Кеты: десять лет спустя (1991 - 2001 гг.)" Красноярск. 2003.), этот этнос сумел увеличить рождаемость в годы диких рыночных реформ правительства Е.Гайдара. Факт невероятный, особенно в сравнении неуклоно падавшей рождаемости у всех народов, проживавших в СССР.
Язык кетов - это тот самый этнографический материал, который позволяет ученым строить самые фантастические предположения о судьбе народа. Язык кетов полностью изолирован и не относится ни к одной из существующих языковых семей. Помимо этого он чрезвычайно сложен для понимания, изучения и перевода. Такое обстоятельство только подталкивает ученых к исследованиям кетов и их языка. В настоящее время издано более 300 научных работ на эту тему. Наиболее фундаментальное издание, за которое автору - профессору Томского госуниверситета А.П. Дульзону присудили в 1971 г. Государственную премию СССР, называется «Кетский язык». Интерес к кетскому языку вызван тем, что на нем нет литературы, т.к. он бесписьменный.
Есть еще один дополнительный аргумент, побуждающий международное сообщество внимательно относится к кетам и их лингвистическому наследию. Приведем цитату из сборника «В далёкие времена. Сказки народов СССР» в пересказе М. Ватагина, изданном в 1979 г.: «ученые отнесли кетский язык к семье енисейской языков, куда входили языки аринский, ассанский, коттский, пумпольский». Но сегодня эти языки - мертвые. В 30-х годах XVIII в. ученые видели двух-трех последних ассанов и одного старика аринца, в середине XIX в. застали пять человек, знавших коттский язык. Таким образом, кетский язык - последний живой язык из енисейской семьи, но и он может быть утрачен, так как все кеты, особенно молодые, - двуязычны, хорошо знают русский, пользуются им в повседневной жизни».
По мнению ученых кетский язык имеет сходства с китайско-тибетскими, бирманскими и северокавказскими языками. Он также похож на язык басков из северной Испании. Следовательно, можно предположить, что предки кетов откололись от какого-то глобального потока великого переселения народов и предпочли жить в сибирской тайге, нежели следовать в общей массе многих других племен. По мере своего продвижения по сибирским землям они перенимали культуру и особенности хозяйствования своих ближайших соседей - эвенков и селькупов.
Кеты очень отличались и отличаются по своей культуре от всех окружающих их народов Сибири. Еще 500 лет тому назад они умели выплавлять и обрабатывать железо. Сейчас они живут в рубленных домах, кроме традиционных занятий, у них налажено звероводство и молочное животноводство. Сильно подвержены алкогольному опьянению.
Нганасаны
Самый северный народ России. В 1950-х гг. они прешли к оседлости и стали жить вместе с долганами в одних и тех же поселках. Из всех евразийских народов они в наибольшей степени сохранили дух древних охотников, особенно это касается охоты на диких оленей. Самоназвание означает «товарищ». Проживают в Таймырсокм автономном округе.
До момента оседлости нганасаны сохраняли свою этническую независимость: жить могли вместе с каким-либо народом, а кочевали отдельно, самостоятельно. Маршруты кочевок с другими народами соприкасались редко. В 1960-х г.г. еще небольшая часть нганасанов проживала в стационарных усадьбах, остальные определенный период в году кочевали.
Дети проживали и проживают в школах-интернатах. Однако это не влияет на привитие нганасанам культуры оседлого образа жизни. В начале 1970-х г.г. лишь 3 одиночки и 4 нганасанские семьи проживали в поселке Волочанка, остальные кочевали по культбазам и иным промысловым поселкам. К концу 1970-х г.г. маленькие поселки стали исчезать и все население переехало в крупные охотоведческие центры.
Среди нганасанов необходимо выделять три территориальные группы (авамские с подразделением на собственно авамскую и таймырскую подгруппы, восточные или вадеевские), каждая из которых кочует по своему маршруту. Основные угодия нганасанов расположены по рекам Хета, Дудыпта, Пясина, в Авамской тундре.
Тофалары
Тофалары (тофа) - небольшая тюркоязычная группа, число которой за последние 30 лет колеблется в пределах от 620 до 700 человек. Занимаются охотой и оленеводством. Очень сильно подвержены алкогольному опьянению.
В дореволюционной России их называли карагасами. Себя тофалары называли туба (мн. число - тубалар).
Тофалары живут в Иркутской области, в верховьях рек Бирюсы, Уды и Ии. Соседями тофалар являются тувинцы и тоджинцы. В сборнике «В далёкие времена. Сказки народов СССР» высказывалось предположение, что тофалары близки тоджинцам по происхождению, культуре и языку.
Изучением фольклора тофаларов занимался в конце XIX в. известный востоковед Н.Ф. Катанов.
В настоящее время одним из авторитетнейших изданий по истории и социально-экономическому развитию тофалар считается монография Л.В. Мельниковой «Тофы», изданная в 1994 г.
Эвенки
Эвенки (настоящее название тунгусы) проживают на обширных территориях Крайнего Севера. Происходят в результате смешения местного населения Восточной Сибири с тунгусскими племенами, расселявшимися из Прибайкалья и Забайкалья с конца первого тысячелетия нашей эры. Эвенки - типичные охотники для северной тайги.
В Красноярском крае образован Эвенкийский национальный округ. В Советском Союзе на начало 1980-х г.г. эвенков было 25 тысяч человек. В Иркутской области поселки эвенков находятся в основном в бассейне реки Нижняя Тунгуска. В настоящее время эвенки занимаются охотой и рыболовством, на севере, в Красноярском крае развито оленеводство, а в Забайкалье - земледелие.
По археологическим и историко-этнографическим данным, предки эвенков проживали в Прибайкалье, откуда распространились по территории всей Восточной Сибири. Отличительная особенность эвенков в том, что они живут, раздроблено, их поселки окружают якутское, русское и бурятское население. По этой причине многие эвенки прекрасно понимают якутский, русский и бурятский языки.
Эвенки крайне редко пользуются своим языком, который относится к тунгусо-маньчжурской группе.
Существует эвенкийская литература, ярким представителем которой является писатель Алитет Немтушкин.
Продолжение следует.