Я в осведомители пойду...
В архивах Рабоче-крестьянской инспекции Череповецкого центра хранения документации сохранились ранее совершенно-секретные документы губернских милиций. В одном из дел автор нашел инструкцию по работе с осведомителями для нижнего звена милиций - волостных за 1925 год. Внимательно проанализировав его, автор пришел к убеждению, что он относится не только к милицейскому агентурному аппарату. Органы ГПУ, по-видимому, имели такие же тексты инструкции, для райотделов ОГПУ, может быть написанные более грамотно.
Автор надеется, что его текст станет полезен современным историкам правоохранительных органов.
Осведомители
В 1925 году Череповец был городом губернским со всеми властными губернскими институтами, в том числе и губернской милицией. Губернская милиция руководила уездными, а те в свою очередь, волостными.
Каждая волостная милиция для эффективной борьбы с преступлениями создавала свою законспирированную осведомительскую сеть среди населения своей волости. Таким путем обеспечивалось тотальное информирование милиции о криминальной обстановке. Что позволяло своевременно принимать меры по пресечению преступлений, выявлять их часто уже на стадии замысла.
Во все времена принципы работы с агентурой относились к сведениям, составляющим государственную тайну, поэтому найти подлинные документы о методах создания агентурных сетей для исследователя представляет собой большую трудность. Тем не менее, удача улыбается терпеливым.
В Череповецком центре хранения документации в рассекреченных архивах Устюженской уездной милиции сохранились инструкции губернской милиции о создании осведомительской сети волостных милиций.
Данные документы позволяют описать методику агентурной работы милиции середины 20-х годов. Документ, подписанный начальником Административного отдела Череповецкого Губисполкома Макаровым, называется «Инструкция о негласном наблюдении при Волмилициях».
В первой части инструкции определяются цели негласного осведомления органов волостных милиций.
Из инструкции:
1. ЦЕЛИ ОСВЕДОМЛЕНИЯ.
1. Негласными осведомителями называются лица, дающие Волмилиции сведения об отдельных преступлениях и о лицах, принадлежащих к преступному миру. Осведомители на службе в Волмилиции не состоят, получая за сообщение сведений вознаграждение разовое, и не меняют для негласной деятельности своей профессии или обычных занятий.
2. Осведомление является щупальцем Волмилиции, при помощи, которых она может схватить и узнать все, что, будучи преступным, и еще не выявило себя вовне и остается пока скрытой от карательных органов Советской власти.
3. В виду такой важности осведомления, как способа борьбы с преступностью наиболее пригодного для предупреждения и пресечения готовящихся преступлений, на начальников Волмилиций возлагается обязанность насаждения в своей волости осведомительской сети: а/ в каждой деревне; б/ в кредитном товариществе; в/ в кооперации; г/ в госучреждениях и предприятиях, в особенности в тех из них, которые ведают изготовлением, хранением ираспределением государственного денежного и материального капитала (заводы, фабрики, склады и т.д.). В особенности в тех районах, где наиболее отмечается преступность.
4. В преступных организациях и сообществах (шайки, банды, притоны, отдельные хутора и т.д.), где может обитаться или обитается преступный мир.
Из этого раздела инструкции ясно видно, чтоосведомительский аппарат состоял из жителей волости, работавших с органами милиции на негласной платной основе. Осведомитель получал разовое денежное вознаграждение за каждое донесение.
Основной задачей осведомления являлась информация о готовящихся или совершенных преступлениях, которые еще не раскрыты следственными органами.
Осведомительство рассматривалось как важный способ борьбы с преступностью, особенно в плане предупреждения и пресечения готовящихся преступлений. Поэтому руководителям нижнего звена милиций предписывалось вербовать людей, негласно помогающих «органам» во всех хозяйствующих объектах, на всех предприятиях и в каждой деревне. Особое внимание уделялось криминогенным районам и пунктам.
В обязанности руководителя осведомительской сети, который назначался начальником милиции. Из инструкции можно понять, что в каждой волостной милиции это был работник секретной части.
Из инструкции:
II. ОБЯЗАННОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ОСВЕДОМЛЕНИЯ.
1. Руководители осведомления обязаны иметь сведения о безопасности Советских учреждений, фабрик, заводов, складов и т.п. в смысле угрозы им от преступной деятельности или бесхозяйственности ведения в них дела, облегчающего таковую, а также сведения о преступной деятельности или преступных намерениях, как отдельных личностей, так и групп и сообществ, имеющих уголовное прошлое и определенную преступную квалификацию (бандиты, стопщики, домушники, клюквенники, темщики, голубятники, взломщики, фальшивомонетчики и проч.)
3. Для осведомительной цели оборудуются конспиративные (в тексте здесь и далее написано консперативные - прим.) квартиры, где происходят свидания и все сношения с осведомителями.
Руководитель осведомительской сети предписывалось инструктировать только словесно, не передавать осведомителю ни каких письменных материалов и документов, однако, посвящать негласного работника в сущность дела, ориентировать его в обстановке и направлениях розыска.
Сведения, сообщенные осведомителем, обобщаются в специальных сводках и систематизируются по отдельным видам преступлений - бандитизм, изготовление и распространение фальшивых денежных знаков, грабежи, квартирные кражи…
По ежедневным сводкам начальник волостной милиции выносил решение о принятии мер.
Так вот выглядела сводка Устюженской волостной милиции в 1925 году.
Выписка из сводки от 1/9.-25 г. № 2.
От освед. «ИВАНОВА».
Сообщаю, что в деревне Окунево скрываются неизвестные лица, по сведениям конокрады, которые отлучаются неизвестно куда и снова возвращаются к вышеозначенному гр-ну, о чем и сообщаю
С подлинным верно: Начволмилиции.
Поручено осведомителю Иванову выяснить личности неизвестных лиц, установить наблюдение и по их сообщить в волмилицию.
(подпись Нач-ка Волмилиции).
При вербовке осведомителей волостные милиционеры должны были исходить из того, что осведомитель выполняет государственную функцию по борьбе с преступностью, поэтому к их выбору нужно относиться весьма осторожно. Необходимо, чтобы осведомитель принадлежал к «освещаемой» группе. До вербовки он должен быть проверен на «профпригодность» и возможность добывания необходимых сведений.
Из инструкции:
IV. ВЕРБОВКА ОСВЕДОМИТЕЛЕЙ.
3. Очень желательно в качестве осведомителей: а/ служащие учреждений хозяйственного характера, их секретари, делопроизводители, машинистки, счетоводы, разносные торговцы и вообще, лица, по роду своих занятий проводящие большую часть времени на улице; б/ в некоторых случаях, лица, уже прошедшие уголовный розыск и Волмилиции, известные преступной деятельностью, как, например: карманные воры, домушники, чердачники, аферисты, мошенники, клюквенники, конокрады, взломщики, стопщики и другие категории преступников, могущие дать ценные сведения, ввиду их принадлежности к преступному миру (но последнее должно производиться с разрешения нач. УРО).
В осведомители волостными милиционерами вербовались и представители преступного мира. Вообще-то это было привилегией уездных уголовных розысков и допускалось только с разрешения ихруководства. Тем не менее, местные бывшие преступники вербовались сельскими милиционерами и давали информацию по действиям некоторых криминальных групп.
При вербовке осведомителей из преступной среды рекомендовалось придерживаться определенной тактики:
Из инструкции:
7. При вербовке преступного элемента надо стараться ставить себя в такое положение, что бы вызвать личные желания и предложения со стороны вербуемого быть осведомителем, тогда руководитель будет находиться в выгодном для себя положение, имея возможность соглашаться или не соглашаться на сделанное ему предложение, ставить свои условия, предупреждающие возможность предательства, и, вообще, использовать для осведомления все слабые стороны.
Для конспирации работы осведомительской сети все встречи ее руководителя с негласными работниками должны происходить на конспиративной квартире или в укромных местах, недоступных широкой публике.
График встреч должен исключать возможность случайных встреч одного осведомителя с другим. Разговор на конспиративной квартире должен «производиться в полголоса, шум, пение и т.п. совершенно не допустимо».
При оформлении гражданина как осведомителя он обязан дать подписку о сотрудничестве с органами милиции, сохранении тайны такого сотрудничества. Свои донесения каждый осведомитель подписывался псевдонимом.
Биографические данные осведомителя, находятся в его личном деле литера «А» (агентура), а его донесения подшиваются в его рабочее дело под литером «Б». В этом деле он фигурирует только под псевдонимом.
ОБЯЗАТЕЛЬСТВО
192… года «….»………месяца…….дня я нижеподписавшийся гр-н
……………………………………………………………………..
Даю настоящее обязательство Начальнику…………………………
в том, что обязуюсь исполнять все требования, как-то давать сведения согласно поручений, которые будут мне даны. По полученным заданиям буду давать беспристрастно сведения. Обязуюсь сохранить в строжайшей тайне о том, что я нахожусь секретным информатором ………………Волмилиции и никого не посвящать в свою работу, хотя это и угрожало моей жизни. Доносить о всех замеченных мною подозрительных лицах, воров , бандитах, шпионов, самогонщиков и других преступлений что-либо будет замечено, а так же доносить о всех командировках или перемещениях места жительства и занятий как самого себя, так и находящийхся под моим наблюдением лиц, знаю, что за нарушение и разглашение вышеизложенного подлежу к строжайшей ответственности по суду по ст. 137-1 ст. ч. 1-я УК.
Настоящее обязательство даю собственноручно, добровольно и без всякого на то побуждения с чьей бы то ни было стороны.
1925 г. ……………………………
(личная подпись лица дающего настоящее обязательство).
Для сохранения конспирации на сводках буду подписываться кличкой:………………
Подпись кличкой:
«…..» ……………192г.
Судя по ежемесячным сводкам уездных и волостных милиций Череповецкой губернии за 25-27 годы, осведомительская сеть волмилиций работала весьма исправно. В пометках о раскрытии преступлений часто встречаются указания, что решающая информация приходила как раз от мощной сети осведомителей.
Инструкцией предусматривался также институт «случайных осведомителей», получавших вознаграждение за разовую информацию.