Нечастная проблема
В квартире жительницы Иркутска разрушилась наружная стена.
«Прошу вас посодействовать в решении нашей проблемы. Дело в том, что у нас в зале под окном вывалилась стена. Батарея стоит на полу, так как крепить ее не за что. Брус под окном полностью сгнил. Оставлять все так на зиму невозможно, ведь может перемерзнуть батарея. Это случилось 2 октября, с тех пор никто из нашего домоуправления у нас в квартире так и не появился…» Это письмо пришло в редакцию газеты «Областная» от иркутянки Ирины Ветровой, проживающей на улице Напольной, в доме № 89. Разного рода коммунальные жалобы поступают журналистам постоянно – обыватели часто путают четвертую власть с муниципальной. «Нам пора уже ремонтные бригады создавать», – в сердцах бросают иногда корреспонденты. Однако этот случай оказался особенным. Согласитесь, не каждый день рушатся наружные стены в квартирах, и не так часто, к чести коммунальщиков, они неделями (!!!) не реагируют на такого рода обращения.
Дыра в стене
Дом № 89 по улице Напольной мало чем отличается от соседних деревянных строений, да и проблемы во всех этих зданиях одинаковы – ветхость и износ. Это немудрено, ведь дома построены были полвека назад, и со времени последнего капитального ремонта здесь успело вырасти новое поколение жильцов. Людмила Катюхова – одна из них. Вместе с мамой, которая и написала нам письмо, она живет на Напольной уже 23 года. Во время визита журналистов хозяйки квартиры дома не оказалось, женщина пошла к очередному чиновнику на прием, поэтому экскурсию по жилищу провела Людмила. Она сейчас в декретном отпуске, и ей вместе с двумя маленькими детьми приходится постоянно находиться в аварийной квартире:
– Вот, смотрите, на шкафах и пианино пыль, не успеваем вытирать, это от разрушенной стены наносит.
Запыленная мебель гостиной действительно выглядит диссонансом в прибранной квартире. Источником не только пыли, но и холода стала разрушающаяся под окном стена. Прогнивший брус легко разобрать на маленькие щепки, что и продемонстрировала гостям Людмила: в ее руках дерево рассыпается в труху. Коммунальное бедствие в доме началось 2 октября. В этот день женщина утепляла окна и, оперевшись на подоконник, упала на пол вместе с ним и частью наружной стены. Хозяйка квартиры сразу же обратилась в ДЭЗ-11, в ведении которого находится дом, однако устранять разрушения его работники не спешили.
– Мы обратились в наше домоуправление, но там сказали, нужно писать заявления в «Восточное управление жилищно-коммунальными системами» и городскую администрацию. В мэрии мне сказали, что ответ будет через месяц, но ведь нужно все решать экстренно, – рассказала позже по телефону хозяйка Ирина Ветрова.
Мало того, что из-за дыры в стене в квартире стал гулять ветер, так еще и батарея, которая раньше крепилась под подоконником, теперь в буквальном смысле слова повисла в воздухе. От такого асимметричного состояния в ней образовалась течь, и теперь хозяева боятся затопить соседей, сделавших недавно евроремонт. Тем временем теплый октябрь сменился предзимним ноябрем, и температура в квартире начала падать. Чтобы защитить себя и детей от холода, женщины стали пользоваться обогревателями.
– У нас работает несколько обогревателей. Но электропроводка в доме старая, и свет постоянно выключается. Поэтому стираем мы только один раз в неделю, и прежде чем включить машинку, отключаем все остальные электроприборы, – сетует Людмила.
По ее словам, раньше визиты в коммунальные конторы они с мамой старались лишний раз не наносить, справляясь с домашними проблемами своими силами. Но заделать стену без посторонней помощи женщинам не под силу. Не одну неделю они ждали работников домоуправления, которые не приходили даже составить акт обследования. Ответа из городской администрации тоже не было, поэтому хозяйка квартиры и обратилась за содействием к журналистам.
Неофициально аварийный дом
Первое, что нам удалось выяснить: в октябре в ДЭЗ-11 шла смена руководства, отсюда возникла и некая неразбериха. Второе: в ведении этой жилищной конторы практически все дома относятся к ветхому и аварийному фонду. Руслан Винарский, руководитель ОАО «Восточное управление жилищно-коммунальными системами», которое осуществляет контроль за деятельностью управляющих компаний в этой части Иркутска, сообщил следующее:
– С этим вопросом нужно обратиться в городскую администрацию. Дом аварийный, внесен в перечень на расселение, там не только эта проблема. Силами одной управляющей компанией в рамках содержания и текущего ремонта дома работы выполнить не представляется возможным. Капитальный ремонт не входит в компетенцию управляющей компании. А поскольку собственник дома – администрация, дом полностью муниципальный, я думаю, они должны дать пояснения, когда он будет расселен.
Ответ вразумительный, только вот касается он совсем другого дома по улице Напольной, тоже № 89, но с литерой «а». Это строение действительно аварийное, и его жильцы, в основном пенсионеры, ждут не дождутся, когда им предоставят новое жилье. А вот дом, где проживает семья Ирины Ветровой, оказывается, даже не состоит в вышеуказанном перечне. Хотя, судя по деревянным заплатам, красующимся на его стенах, обрушения здесь были не только в квартире № 7.
Дыру заткнули одеялом – муниципалитет не спешит делать ремонт
Тем временем на улице холодало, падала температура и в квартире Ирины Ветровой. Дети простыли, и женщины заткнули злополучную стену ватным одеялом и кое-как загородили листом ДВП. 2 ноября, через месяц (!) после первого обращения к коммунальщикам и, похоже, не без вмешательства четвертой власти, в квартире, наконец, побывали работники ДЭЗ. Однако хозяев особенно не утешили, сказали, что нужно все-таки дождаться официального ответа из мэрии.
В прошлую пятницу эта бумага, наконец, была готова. В письме комитета по управлению Правобережным округом Иркутска за подписью заместителя мэра Дмитрия Гришака говорится: «Согласно пункту 4.3. Приложения № 1 Решения думы Иркутска № 004-20-280404/6 «О порядке предоставления организациям, осуществляющим управление многоквартирными домами, средств бюджета Иркутска, в связи с участием муниципального образования «город Иркутск» – собственника жилых помещений в многоквартирных домах – в содержании общего имущества в многоквартирных домах», администрация Иркутска осуществляет за счет средств бюджета Иркутска, оплату расходов на капитальный ремонт многоквартирных домов в соответствии с решением общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах соразмерно доле муниципальной собственности Иркутска в праве общей собственности на общее имущество соответствующих многоквартирных домов. Учитывая, что в жилом доме № 89 по улице Напольной квартиры находятся в собственности граждан, необходимо проведение собрания собственников квартир по вопросу капитального ремонта дома. При положительном решении собственников по проведению капитального ремонта дома администрация Иркутска рассмотрит возможность финансирования своей доли в капитальном ремонте дома при условии предоставления сметы».
Если перевести официальный чиновничий язык на общедоступный русский, то получается следующее: для того чтобы отремонтировать одну квартиру № 7, необходимо согласие всех жильцов дома. А капитальный ремонт, согласно Жилищному кодексу РФ, проводится за счет собственников. Но квартира Ирины Ветровой – не приватизированная и находится в собственности муниципалитета. Значит, и ремонтировать жилье пенсионерки нужно за счет муниципальной казны. Почему этот факт не учли чиновники – вопрос.
Автор этих строк передала информацию заместителю председателя комитета по управлению Правобережным округом Иркутска Татьяне Шагиной. Та пообещала, что руководство разберется в ситуации и семья Ирины Ветровой не замерзнет этой зимой. Правда, о капитальном ремонте речь не идет. Деньги на капремонт муниципального жилищного фонда на 2009 год уже распределены, причем, если в этом году сумма превышала 88 млн. рублей, то на следующий запланировано только 28 млн. Также Татьяна Шагина заверила, что дом № 89 по улице Напольной внесут в реестр аварийного и ветхого жилья. Правда, учитывая снижение финансирования и то, что в Правобережном округе в этом списке уже порядка 900 домов, проблема не решится быстро. А значит, журналистам чаще придется писать на коммунальные темы.