Губернаторство на Руси - дело хлопотное
В декабре 1708 года Петр I подписал указ о новом административно-территориальном делении России. Документ предписывал «для всенародной пользы учинить 8 губерний и к ним расписать города…». С тех пор губернаторы играли важную роль в социально-экономической и политической жизни нашей страны.
История российского губернаторства насыщена огромными по своей важности событиями, многие из которых даже вышли за национальные рамки, оказав реальное воздействие на политическую обстановку в государстве. И это неудивительно, так как руководители губерний стали обладать на управляемых ими землях не только административной, но и военной, судебной и финансовой властью.
Можно предположить, что только так, через своих назначенцев, царь-реформатор мог удержать под полным контролем необъятные по своим масштабам территории Российской империи. Первой губернией в стране стала Ингерманландская, которую позже переименовали в Петербургскую. Ее первым губернатором российский царь назначил своего соратника и друга Александра Меншикова.
А вот в Москве начало губернаторскому правлению положил наставник Петра I боярин Тихон Стрешнев, который ранее стоял во главе тогдашнего прототипа нынешнего Министерства обороны – Разрядного приказа.
В летописи истории нашего государства, да и сейчас, институт губернаторства занимает видное место. С его деятельностью связывают и внутриполитические успехи России, и, порой, предательство интересов страны, и многие события, происходившие в ходе развития различных изменений государственного строя. Но, думаю, следует откровенно признать, что за прошедшие 300 лет институт российского губернаторства всегда являлся административным орудием правящих кругов государства.
Нельзя назвать исключением и семь с лишним десятилетий существования Советской власти, при которой первые секретари областных комитетов КПСС, ЦК союзных республик действовали от имени единственной в стране партии, позволявшей им не только говорить от ее имени, но и полностью контролировать ход государственной и общественной жизни на территории конкретного региона. Российская власть, будь то царская, советская или президентская, всегда выдвигала глав регионов из среды преданных ей политических деятелей; реже – из умелых хозяйственников. Они искусно (или - бездарно) стремились реализовать на практике внутренние задачи, разработанные руководством страны.
Сейчас, в начале ХХI века, сформировался губернаторский корпус, который вместе с правительством, администрацией президента и другими структурами руководства России входит в выстроенную Кремлем вертикаль власти. В этом свете показательны некоторые штрихи развития губернаторства на Руси и современного его состояния.
…Полгода назад президент РФ Д. Медведев проводил совещание по формированию резерва управленческих кадров, на котором прямо сказал, что в России остро не хватает кандидатов в губернаторы, «нет скамейки запасных… Каждый раз ломаем головы, как найти кадры для замещения высших должностей в регионах…».
Дмитрию Анатольевичу можно посочувствовать. В то же время, проблема с подбором толковых управленческих кадров стара как мир, и до наших дней является предметом головной боли высших чиновников государства. Даже у Петра I не раз и не два случались осечки с назначением руководящих товарищей. Например, определил он сибирским губернатором Матвея Гагарина. Тот немедля стал возводить новые крепости, содействовать хозяйственному освоению Сибири, заботиться о расцвете ее городов. Царю Петру, а, вернее, казне, этот губернатор стал часто направлять дорогущие презенты – от китайского фарфора до найденного при раскопках золота скифов.
Увы, не забывал и лично себя и, выражаясь современным языком, частенько занимался расхищением государственного имущества и царской казны. Тогдашний обер – фискал (должность сродни директору нашей ФСБ) Нестеров в результате тщательно проведенных агентурно - оперативных мероприятий собрал неопровержимый компромат на губернатора Гагарина и передал все донесения негласных сотрудников самому царю – батюшке. Петр I, как известно, был крут, и создал спецкомиссию по расследованию незаконной деятельности своего же ставленника.
Комиссия (прообраз современной Счетной палаты) потрудилась на славу и накопала доказательства всех злоупотреблений губернатора – от взяточничества до прямого казнокрадства. Матвея Гагарина арестовали, основательно отхлестали кнутом, а потом - прямиком на виселицу; вздернули без лишних слов, как английские капитаны поступали с безродными бродягами-пиратами. При вынесении смертного приговора не явились смягчающими обстоятельствами никакие прежние заслуги сибирского губернатора.
Именно таким, я считаю, наглядно-эффективным образом основатель Санкт-Петербурга ликвидировал свои же кадровые проколы и возвращал в закрома родины украденное нерадивыми чиновниками государственное добро.
Сейчас, ясное дело, кнут да петля не используются, и чаще всего эти орудия справедливо-короткого возмездия наглым воришкам заменяются президентским вердиктом под почетным названием «отставка»; украл из бюджета – иди на «заслуженный» покой, освободив место для следующего кандидата, сидящего ну на очень короткой «скамейке запасных». Думаю, не раскрою особого секрета предположением о том, что «заскок» на эту скамеечку стоит очень больших денег, заработать которых честный соискатель губернаторского поста физически не в состоянии…
В то же время, не пойму я Д. Медведева, сетующего об отсутствии хороших кадров на должности глав регионов. Неужели президент, активно использующий в своей работе Интернет, не посещает сайт партии «Единая Россия»?! В этой правящей в России партии столько достойных кандидатов на любые государственные посты, что ими можно заполнить не «скамейку запасных», а все ряды нормального российского стадиона!
Впрочем, идти в губернаторы – дело нынче хлопотное. Ведь придется не только «резать» с трибуны правильные и нравящиеся Кремлю слова, но и практически работать, обеспечивая жителей региона работой, жильем, продуктами, энергией. То есть стать «слугой царю, отцом солдатам». Не у всех такое получится; ныне чаще всего дальше «слуги» дело не продвигается – за редким исключением, как, например… Однако, промолчу.
Хлопотно губернаторствовать и по другой причине: злодеи могут ухлопать. В феврале 1905 года киллер, простите, «революционер», Каляев убил московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича Романова – дядю Николая II. Не лучше и в наши демократические времена; в октябре 2002 года, по словам Владимира Владимировича Путина, произошло «преступление против государства» - убийство в центре Москвы губернатора Магаданской области Валентина Цветкова.
Конечно, руководителей субъектов Федерации убивают в России намного реже, чем журналистов, и это свидетельствует о том, что федеральные охранные структуры исполняют свои функции с честью, когда происходит преступление против государства…
В субъектах Федерации роль губернаторов велика. Не в последнюю очередь это проявляется в усилиях региональных властей целиком и полностью охватить сферой своего влияния ТВ, прессу и все более и более подчинить их себе. «Благо», пример федерального центра налицо, где предусмотренные в законах основания для «разбора» с непослушными СМИ настолько широки и абстрактны, что под них можно при желании подвести любые случаи. Впрочем, это уже другая тема, которую целесообразнее осветить лет через сто накануне 400-летия губернаторства в России…