...И его двенадцать «апостолов»
Новость, которая перестала быть новостью и стала обыденностью: в правительстве Иркутской области произведены очередные назначения.
В среду на созванной специально по этому случаю пресс-конференции первый заместитель председателя правительства Сергей Сокол перечислил произведённые губернатором перестановки: министром культуры и архивов назначен Виталий Барышников, министром строительства и дорожного хозяйства – Руслан Болотов, начальником управления пресс-службы губернатора и правительства области – Ирина Леньшина.
Все трое давно и хорошо известны во властных структурах. Виталий Барышников работал руководителем агентства по молодёжной политике, Руслан Болотов был мэром Шелехова, а Ирина Леньшина шагнула на следующую ступеньку карьерной лестницы с аналогичного поста в администрации областного центра. На фоне сдержанного ликования «патриотической общественности» мало кто обратил внимание на переход на новую работу Дмитрия Шейбе – он в ранге советника губернатора будет руководить новым инвестиционным проектом на севере области, а пост министра природных ресурсов и экологии временно займёт Ольга Гайкова. Ещё одно имя – Юрий Олефир, министр здравоохранения, – вообще никому ничего не говорит, а Сергей Сокол все вопросы переадресовал в пресс-службу.
Сбылись мечты некоторых журналистов и околополитических деятелей области: комментируя назначения, господин Сокол особое внимание уделил тому факту, что два новых министра и руководитель пресс-службы – коренные жители области. Вообще до сих пор и вплоть до утверждения нового Устава области кадровая политика губернатора может быть предметом обсуждения, критики и даже осуждения, но основания и возможностей вмешиваться в процедуру назначений и увольнений ни у кого нет.
Никто не ожидал, что губернатор (или его советники по этому вопросу) прислушаются к мнению общественности и голосу СМИ, но Игорь Есиповский доказал, что умеет слушать «эфир» и готов делать непредсказуемые шаги.
Хотелось бы, конечно, понимать, насколько обоснованно ставить знак равенства между решениями губернатора и словами одного из двух его первых заместителей. Господин Сокол даёт повод думать, что кадровая политика председателя правительства строится по известному принципу военных поваров: если в котлете не хватает мяса, в неё нужно добавить перца. Отвечая на вопрос о судьбе наиболее критикуемого из министров Игоря Есиповского – министра жилищной политики, энергетики, транспорта и связи Михаила Кручинина, Сергей Сокол заявил, что виноват не министр, а его оппоненты. По каждому случаю, когда муниципалитеты заявляют об отсутствии топлива и надвигающейся чрезвычайной ситуации, проводится расследование, и оказывается, подчеркнул господин Сокол, что мэры наводят панику. Средства на закупку топлива имеют высший приоритет и перечисляются вовремя, а трёхдневный запас угля на котельной – это нормально.
Никто из журналистов не рискнул бы задать вопрос о том, зачем областному правительству столько «варягов», но Сергей Сокол высказался по собственной инициативе: каждый приезжий, по его словам, является профессионалом высокой пробы и приехал не для того, чтобы демонстрировать свои достоинства, а для того, чтобы работать. Это, конечно, замечательно... Но по некоторым вопросам надо всё-таки консультироваться у сторонних специалистов. Котельная ни при каких обстоятельствах не должна работать «с колёс», это вам скажет любой энергетик, отработавший по специальности хотя бы один отопительный сезон.
Что будет, если, не дай бог, случится авария на железной дороге? Если возникнет, как уже случалось, дефицит вагонов? Если произойдёт резкое похолодание и возрастёт расход топлива? У нас тут, если кто-то не понял, Сибирь, со всеми прелестями резко континентального климата, а героев, готовых в экстремальных условиях ликвидировать аварийные ситуации, днём с огнём не найти – работа не министерская, сроки сжатые и спрос жёсткий. Сергей Сокол пока обещал спросить не с тех, кто сидит с ним рядом во время обсуждения политики правительства, а с тех, кто в отчаянии взывает о помощи к губернатору. Так и сказал: мы всех помним...
Кое-что, впрочем, становится всё яснее день ото дня. Когда Игорь Есиповский назначил себе двух первых заместителей, это вызвало некоторое недоумение и мало кто вспомнил, что точно так же поступил в своё время первый президент России Борис Ельцин. А одним из тех первых вице-премьеров правительства был, если мне не изменяет память, Анатолий Чубайс. Тот самый, о котором сам Ельцин говорил: «Во всём виноват Чубайс». Если что-то пойдёт не так, объявить «Чубайсом» господина Сокола проще простого: ему непосредственно подчиняются все двенадцать министров, двенадцать служб и шесть агентств, отвечающих за важнейшие отрасли экономики и всё жизнеобеспечение области.
Как все помнят, по обвинению в попытке разрушить храм был привлечён только один из самой известной в истории группы путешествующих по Ближнему Востоку – его и распяли. А с «апостолов» ни спросить толком, ни ждать нечего – трое из них вообще официально временно замещающие должность. Но и они, и все остальные лишь пешки в игре с непонятными постороннему правилами: сегодня есть – завтра нет, сегодня министр экологии – завтра руководитель проекта... Остаётся слабая надежда на Устав: если назначение кандидатур министров будет гласным, на сессии Законодательного собрания, может быть, даже на основе конкурса, будет хотя бы понятно, чего от них ждать.