Сеанс психотерапии во время кризиса
Прямая линия с Владимиром Путиным – своего рода сеанс психотерапии для всей страны.
Мы видим умного, хорошо информированного менеджера всея Руси. И верим: человек, который всё знает и всё понимает, столько всего помнит и вникает во все мелочи, лучше чем кто-либо другой справится со сложностями, что обрушились из-за рубежа на многострадальную Россию. Эрудиция и компетентность Путина, его внимание к нуждам пенсионеров, безработных и маленькой девочки из Бурятии, мечтающей о новом платье к Новому году, как всегда поражают. И стоит ли обращать внимание на мелкие противоречия в его ответах?
Основной темой стал кризис. Впрочем, как и раньше, кризис остается в словах Владимира Путина заокеанской заразой, инфицировавшей российскую экономику. И у России чуть ли не лучшие возможности для быстрого выхода из кризиса. Но первым был вопрос от мужчины из Башкирии, который сказал, что он и его жена остались без работы, что большинство жителей поселка – металлурги, и они тоже остались без работы. «И как нам жить?».
Владимир Путин сначала рассказал, почему так получилось (изменение мировой конъюнктуры), потом – что государство намерено сохранить и расширить социальные гарантии, в частности, увеличить размер пособия по безработице. Также премьер выразил уверенность, что потребности в металле возрастут и квалифицированные кадры будут нужны.
Народ интересовало, как получить ипотеку (и одновременно – как отдать проценты по кредиту), как будут трудоустроены сокращаемые офицеры, можно ли будет получить реальное жилье по жилищным сертификатам, будет ли построено в стране достаточное количество детских садиков.
Владимир Путин всем всё подробно объяснял, а также сообщал хорошие новости. Например, впервые за несколько недель возросли золотовалютные запасы Центробанка (это произошло потому, что Центробанк сократил валютные интервенции и допустил ослабление рубля, – прим. ТАЙГА.info). Или что в России получен рекордный урожай зерна в сто миллионов тонн.
Но вопросы с мест вовсе не были столь жизнерадостными, а некоторые даже пикантно дополняли хорошие новости от премьера. Так, например, фермер из Татарстана спросил, почему зерно при себестоимости в 3 рубля за килограмм, на рынке стоит 2, 70 и где обещанные Минсельхозом закупки по 5, 50 рублей?
Владимир Путин, рассказывая про рекордный урожай зерна, конечно, забыл упомянуть, что произошло перенасыщение рынка, и теперь это зерно некому продавать, а сельские хозяйства оказались на грани банкротства. Зато он сказал, что Минсельхоз производит закупки зерна по ценам «даже выше рыночных» — по 6 000 (за тонну), и выразил надежду, что фермер попадет в эту программу (когда государство покупает по цене выше рыночной, причем непонятно как отбирая продавцов, это пахнет коррупцией и нанесением ущерба госбюджету – прим. ТАЙГА.info).
А позже, при ответе на вопрос, почему завозят некачественные продукты из-за рубежа, Владимир Путин ответил: «Наш сельскохозяйственный сектор пока полностью закрыть потребности больших городов не способен», и потому вводить высокие импортные пошлины нельзя (на первый взгляд, есть противоречие с рекордным урожаем зерна, который не могут продать, но дело в том, что в России большой недостаток производства мяса, из-за этого, в частности, и сложности с реализацией зерна, – прим. ТАЙГА.info).
При ответе на вопрос о высоких тарифах Владимир Путин сообщил, что сети изношены на 80%, а также у нас монополизм — как на местном уровне, так и на уровне крупных монополий.
Проблема изношенных фондов звучала и в вопросе инженера с судоверфи. Он посетовал на то, что оборудование не обновлялось с советских времен, и есть большой дефицит кадров, так как зарплаты на заводе уже не привлекают никого ехать на Север. (80% износа сетей, советское оборудование на заводах, недостаток кадров и монополизм на всех уровнях – и все причины кризиса из-за океана? – прим. ТАЙГА.info)
Вопросы про сокращения рабочих, про массовую безработицу звучали не раз. Они, впрочем, перемежались вопросами про Южную Осетию, Саакашвили, украинские долги за газ, партийную деятельность Путина и т.д.
Особенно подробно Владимир Путин останавливался на вопросах про пенсии. Он сказал, что планируется реальный рост пенсии на 12% — «это рост, очищенный от инфляции», а повышать ее в следующем году планируют три раза.
Впрочем, на вопрос, сколько продлится кризис, Владимир Путин глубоко вздохнул и сказал, что эксперты расходятся во мнении. Некоторые считают, что подъём мировой и, соответственно, российской экономик начнется во втором-третьем квартале 2009 года. «Но, скажу честно, таких – меньшинство, — тут же добавил он. — Скорее, речь может идти о 2010 годе. Но Россия справлялась и не с такими трудностями».
Сеанс массовой психотерапии действительно производит прямой экономический эффект. Люди, уверенные в своем будущем, в силе своего лидера, в правильности выбранного пути гораздо эффективнее и целеустремленнее, чем те, кто растерян и подавлен. В дополнении с другими мерами сеансы всенародного утешения могут быть полезны при преодолении кризиса.
Но есть и обратная сторона медали. Доверие нельзя эксплуатировать бесконечно. Люди слышат год за годом слова о борьбе с коррупцией, о необходимости модернизации, о социальной политике, а видят мздоимство, устаревшее оборудование, монополизм и принуждение к «увольнению по собственному желанию» (как на Старо-Оскольском цементном заводе, работник которого дозвонился Путину).
Доверие народа к Путину – единственное, что удерживает «вертикаль власти» в стоячем положении. Будем надеяться, что кроме прямой линии, будут и другие, не менее эффективные меры по борьбе с кризисом.