Первая же отгрузка нефти по проекту "Сахалин-2" ознаменовалась аварией
В результате разлива устройство учета нефти временно выведено из строя, намеченная на сегодня отгрузка первой партии нефти на экспорт откладывается.
При этом нефтепровод, терминал в Пригородном и другие объекты второго этапа проекта "Сахалин-2" до сих пор не имееют разрешения на ввод в эксплуатацию. Рекультивация земель по трассе трубопровода не выполнена и может быть завершена только с наступлением весны.
7 декабря 2008 года, при подготовке терминала отгрузки нефти в п. Пригородное к отгрузке первой коммерческой партии нефти произошел нефтяной разлив (проект "Сахалин-2", оператор компания "Сахалин Энерджи"). Место утечки нефти расположено на входе потока продукции в устройство учета ее количества и качества, после которого нефть поступает на выносное причальное устройство и затем в танкер на экспорт. Это устройство было заблаговременно должным образом поверено и опломбировано. Однако, в ходе ликвидации разлива пломба была сорвана, что по действующим правилам делает невозможным дальнейшее использование устройства. Соответственно, невозможно и осуществить отгрузку первой партии нефти на экспорт, начало которой было намечено на сегодня, 11 декабря 2008 г. и которую уже ожидает танкер "Остров Сахалин". В результате отгрузка нефти на экспорт была отложена.
Перед тем, как нефть начнет заполнять первый танкер, устройство учета должно быть вновь поверено и опломбировано, без этого продажа нефти невозможна. Этот вопрос компания "Сахалин Энерджи" решает в настоящее время совместно с компетентными органами.
Отсутствие работоспособного устройства учета продукции - не единственная проблема, стоящая на пути начала экспорта нефти с терминала в Пригородном.
Компания "Сахалин Энерджи" до сих пор не получила разрешение на ввод в эксплуатацию практически всех объектов второй фазы проекта "Сахалин-2". Платформы Лун-А и ПА-Б, объединенный береговой технологический комплекс (ОБТК), система морских и наземных трубопроводов, терминал отгрузки нефти в Пригородном и выносное причальное устройство - ни один из этих важнейших узлов технологической цепочки по закону пока еще не может эксплуатироваться в штатном режиме. Вопрос, насколько законно продавать нефть, если ни один из технологических объектов не сдан в эксплуатацию, остается пока открытым.
"Экологическая вахта Сахалина" еще в середине ноября 2008 года направила обращение в органы прокуратуры Сахалинской области о том, что трубопровод проекта Сахалин-2 не сдан в эксплуатацию и не может быть сдан до проведения итоговой проверки и выдачи Ростехнадзором заключения о соответствии построенного объекта требованиям технических регламентов и проектной документации. Проведение такой итоговой проверки является требованием Градостроительного кодекса и возможно только с выездом на место и натурным осмотром построенного объекта. Тем не менее, еще 6 ноября компания "Сахалин Энерджи" официально заявила, что отгрузку первой партии нефти на экспорт планируется осуществить до конца этого года.
Одним из препятствий для сдачи трубопроводов в эксплуатацию является тот факт, что компания "Сахалин Энерджи" и ее подрядчики не успели завершить рекультивацию земель на 800-километровой трассе трубопроводов до наступления зимы. Ее окончание и, соответственно, итоговая проверка Ростехнадзора возможны только весной, т.к. сейчас трасса магистральных трубопроводов покрыта снегом. Рекультивация связана с работой тяжелой землеройной техники и поэтому несет риск повреждения заглубленного нефтепровода, что может вызвать нефтяной разлив. Согласно статье 38 Федерального Закона "Об охране окружающей среды", ввод в эксплуатацию объектов без завершения предусмотренных проектами работ по рекультивации земель запрещается.
"Мы надеемся, что органы прокуратуры и Министерство природных ресурсов и экологии не допустят начала незаконной эксплуатации нефтепровода, терминала и других объектов до окончания всех работ по рекультивации нарушенных земель, - заявил руководитель "Экологической вахты Сахалина" Дмитрий Лисицын, - недавний разлив нефти на терминале, хотя и небольшой, является символическим знаком того, что система транспортировки нефти на экспорт пока не готова к работе в режиме эксплуатации".