Чиновников признали бюджетной нагрузкой
В пятницу глава управления контроля промышленности ФАС Алексей Ульянов сообщил, что кабинет министров намерен сократить количество чиновников. Уволят не только людей из правительственного аппарата, но и из министерств.
В то же время Ульянов указал, что антимонопольное ведомство такие изменения не коснутся, однако денег на новые кадры, необходимые организации, ФАС не получит. Между тем, зарплата представителей региональной исполнительной власти растет, несмотря на кризис. По данным Росстата, за 11 месяцев 2008 года в сравнении год к году увеличение составило около 31%, достигнув в среднем по России 31 тысячи рублей в месяц на одного чиновника. При этом московский чиновник получает чуть менее 42 тысяч рублей в месяц, а в Ямало-Ненецком округе — чуть более 86 тысяч рублей.
Согласно данным Росстата, численность чиновников центральных федеральных органов власти составляет 34 тысячи человек. А с учетом региональных чиновников и работников местного самоуправления их насчитывается около 1,5 млн человек. В 1995 году их было примерно 1 млн человек. При этом около 70% чиновников — это женщины.
Как заявил в апреле текущего года спикер Госдумы Борис Грызлов, начиная с 2005 года, ежегодный прирост российских чиновников — 120-130 тысяч человек. «До старта административной реформы прирост количества чиновников был минимальным, и составлял 18 тысяч человек в год», — возмущался он тогда.
Всего на 2009 год в федеральный бюджет заложен 1 трлн 143 млрд рублей на «общегосударственные расходы». Туда входит не только содержание чиновников всех уровней, но и такие статьи расходов, как, например, «выплаты независимым экспертам», на которые предусмотрено 317,8 млн рублей по одной строке бюджета, а по другой на эти же цели — 577 млн рублей. В эти же расходы, например, попадают «Мероприятия по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации» (3,5 млрд рублей).
Кроме того, правительством РФ было определено, что «увеличение заработной платы работников федеральных бюджетных учреждений в 2009 году будет осуществляться с учетом введения новых систем оплаты труда и с учетом увеличения с 1 декабря 2008 года на 30% бюджетных ассигнований, для чего в 2009 году предусматриваются дополнительные ассигнования в размере 114,1 млрд рублей с последующей индексацией».
Стоит добавить, что расходы на чиновников включают в себя не только их зарплату. Например, в бюджете-2008 прописаны и такие траты на обеспечение их деятельности: 1,3 млрд рублей на авиационные перевозки высших должностных лиц, 1,8 млрд — на ремонт в Доме правительства и его оснащение новым оборудованием; 180,1 млн рублей — на финансовое обеспечение дополнительной численности аппарата правительства, 200,6 млн — на закупку автомобилей БМВ-700, БМВ-525 и «Форд-Мондео» для обслуживания депутатов и судей Конституционного суда.
До наступления кризиса в России планировалось и резкое увеличение расходов на содержание региональных чиновников. Например, в соответствии с видом расхода 012 – «Выполнение функций государственными органами» в 2009 году расходы на выплату денежного содержания с учетом начислений губернатору Свердловской области составят 3 млн 598 тысяч рублей. По сравнению с 2008 годом содержание Эдуарда Росселя обойдется больше на 784 тысяч рублей, или на 27,8 %. «Увеличение расходов связано с повышением заработной платы», – говорится в пояснительной записке к первому трехлетнему бюджету области.
Однако кризис заставил скорректировать такие планы. Как уже писал BFM.ru, губернатор Мурманской области Юрий Евдокимов заявил о сокращении 370 государственных служащих в регионе. Поскольку прежде их было 1175 человек, получается, что сокращен будет каждый третий. В Пермском крае пошла уже вторая волна сокращений. Глава региона Олег Чиркунов дал указание рассмотреть возможность увольнения еще 20% чиновников в администрации губернатора и правительстве, то есть 400 штатных единиц. Ранее были сокращены 219 работников.
В результате фонд оплаты труда работников администрации губернатора и правительства Пермского края уже уменьшился на 10%.
Еще одна мера экономии, о которой упомянул Ульянов, — сокращение капитальных расходов федерального бюджета на 15%. Отметим, что капитальные расходы федерального бюджета включают капитальные вложения в основные фонды, капитальное строительство, а также капитальный ремонт.
По словам руководителя Института проблем глобализации Михаила Делягина, тема сокращения в министерствах и ведомствах, а также срезание госрасходов, не входят в компетенцию руководителя управления ФАС. «Возможно, его просто не так поняли», — предположил эксперт в интервью BFM.ru. При этом он указал, что 15-процентное сокращение капитальных расходов — правильный ход. Однако остается вопрос, что конкретно будут сокращать.
В тоже время Делягин отметил, что сокращение численности работников аппарата правительства, а также министерств и ведомств с одной стороны верный шаг, поскольку действующая структура неработоспособна. С другой, при столь масштабной встряске властные структуры какое-то время не смогут функционировать, тем более это недопустимо на фоне кризиса.
Депутат Госдумы от партии «Единая Россия» Александр Хинштейн рассказал BFM.ru, что на сегодняшний день о каких-то конкретных решениях, принятых в части сокращения госаппарата, в том числе в органах правительства, федеральных органов исполнительной власти — не известно. «Безусловно, речь идет о сокращении расходов на функционирование. Например, затраты на содержание Госдумы планируется сократить на 10%. В условиях мирового кризиса, когда можно наблюдать сокращения во многих коммерческих структурах — это правильное решение. Людей отправляют в неоплачиваемый отпуск или переводят на укороченную рабочую неделю. Государству нужно сократить свои расходы, а освободившиеся деньги направить на поддержку предприятий, которые в этом нуждаются, а также на стабилизацию экономики», — отметил Хинштейн. При этом, по его словам, происходящее должно касаться не только высших органов власти, но и всех ее уровней, в частности, регионального и муниципального.
«Когда мы наблюдаем, как на фоне общемирового кризиса у нас отдельные руководители регионов заказывают самолеты иностранного производства, это вызывает недоумение. Здесь двойственная позиция. С одной стороны государство должно делать все для того, чтобы не увеличивать количество безработных. Но в то же время в тех министерствах, где реально раздут аппарат, такие решения принимать надо. В первую очередь они будут касаться вспомогательных служб, которые занимаются обеспечением деятельности и напрямую не влияют на эффективность работы органов власти», — уверен депутат.
Президент «Российской финансовой корпорации», бывший министр финансов РФ Андрей Нечаев также подчеркнул правильность решения о сокращениях. «Убежден, что в нынешней ситуации, когда страдают простые бюджетники и работники коммерческих секторов, сокращение госаппарата было актуально и в докризисный период, но сейчас особенно своевременно», — заявил он в интервью BFM.ru. При этом Нечаев указал, на непростой вопрос о том, кого имеет смысл сокращать с точки зрения ведомств. По его словам, это зависит от того, какую политику будет проводить наше правительство и власть. Будет ли она где-то сокращать контрольные, регулирующие и распределительные функции. В зависимости от этого соответствующие ведомства должны подвергнуться сокращению.
«При этом реструктуризация должна зависеть от задачи, а не просто от взятого норматива, например, всех сократить на 5-10%», — говорит Нечаев. — «Как правило, чиновники отделываются просто сокращением незаполненных вакансий. Возможно, людей пенсионного возраста будут деликатно подталкивать к более скорому выходу на пенсию — этим все и ограничится. Хотя у нас есть ведомства, штаты которых, особенно включая гигантскую региональную сеть, страшно раздуты. В нашем Центробанке работает больше людей, чем в системе центральных банков, включая региональные органы, большинства развитых стран. Как показывает развитие кризиса, Банк России далеко не всегда справляется с теми задачами, которые перед ним ставятся. Этот гигантский аппарат работает неэффективно», — уверен Нечаев.