АДвокат судится за московскую прописку
В пятницу Пресненский суд столицы рассмотрел жалобу адвоката - иркутянина Олега Соткина на Министерство юстиции РФ. Московское управление Минюста РФ отказало Соткину во "внесении сведений о нем в региональный реестр адвокатов", проще говоря, лишило его права ведения практики в Москве. Поводом послужило отсутствие у Олега Соткина столичной прописки.
Суд оставил адвокатскую жалобу без удовлетворения. Сам Соткин уверен, что фактический запрет на профессию незаконен, и намерен обратиться в Европейский суд по правам человека. Его примеру могут последовать десятки коллег, оказавшихся в таком же положении.
Суть проблемы кроется в новом законе "Об адвокатской деятельности и адвокатуре", вступившем в силу с 1 июля 2002 года. Согласно положениям этого документа, имя каждого адвоката должно быть в обязательном порядке занесено в региональный реестр. После чего всем адвокатам должны выдать единые удостоверения нового образца. Без прохождения этой процедуры адвокат не может осуществлять свои профессиональные обязанности.
Межрегиональная коллегия адвокатов помощи предпринимателям и гражданам, в которую и входит Олег Соткин, своевременно подала списки своих членов в главное управление Минюста по Москве. Однако 26 сентября 2002 года замначальника этой организации Семин отказал Соткину во внесении сведений о нем в реестр, мотивировав свое решение тем, что адвокат "не зарегистрирован в г. Москве, не состоит на учете в налоговых органах Москвы в качестве налогоплательщика единого социального налога".
- В Москву я приехал в 1999 году из Иркутска, - рассказал "Известиям" Олег Соткин. - Вступил в коллегию, начал работать адвокатом. Дом в Иркутске я продал, денег на квартиру в Москве пока не накопил. Соответственно и прописки у меня нет, только временная регистрация. Все налоги я исправно платил через свою коллегию. Теперь вдруг выясняется, что вести адвокатскую практику я не могу. Фактически ко мне применили запрет на профессию.
Адвокат Владимир Волков, представляющий интересы Олега Соткина, утверждает, что отказ во включении в пресловутый реестр обусловлен "московской спецификой".
- В других регионах уже были подобные процессы. Так, группа адвокатов из Пензенской области в суде отстояла свое законное право на ведение деятельности в Воронеже. А вот в Москве первым делом смотрят на прописку и лишь потом выносят решение. Поскольку результат рассмотрения поданной нами кассационной жалобы практически предрешен, мы уже начали готовить документы для обращения в Европейский суд по правам человека в Страсбурге. За нами могут последовать десятки московских адвокатов, оказавшихся в такой же ситуации.
- Закон суров, но это - закон, - считает президент адвокатской палаты города Москвы Генри Резник. - Конечно, с принятием нового закона у части московских и питерских адвокатов возникли проблемы, но ничего страшного я в этом не вижу. А пресловутое решение воронежского суда уже отменено как незаконное.