Технический нокаут
Решение о закрытии военного училища в Иркутске вызывает массу вопросов.
Одной из главных тем в жизни региона продолжает оставаться перенос ИВВАИУ из Иркутска в Воронеж. На прошлой неделе в училище уже приезжали «сваты» из этого города. Делегаты приехали уговаривать на переезд к ним преподавателей в погонах. Гости не скупились на посулы, обещая одним жильё, другим повышение по службе. Однако большинство офицеров ответили категорическим отказом и намекнули, что «медведь ещё не убит и шкуру делить рановато».
Напомним, пару месяцев назад в ИВВАИУ прошла комплексная проверка Министерства обороны. Строгие инспектора оценивали научно-материальную базу, условия проживания курсантов и офицеров, дисциплину и многое другое. Мероприятие проходило в рамках реформы в сфере военного образования. Подобная же проверка проводилась в аналогичном училище в Ставрополье. Эти два учебных заведения, последние в стране, готовят инженеров-техников по обслуживанию военных самолётов. По результатам проверок ожидалось, что ставропольское училище прекратит своё существование и перебазируется в Иркутск. Решение «поставить крест» на обоих стало для всех полной неожиданностью.
– В военной авиации существует три категории специалистов, – рассказывает доцент кафедры эксплуатации авиационного оборудования ИВВАИУ полковник запаса Иван Тихий. – Первая, естественно, лётчики. Вторая – инженерно-технический состав, который готовит самолеты к вылету. Третья категория – обеспечивающий персонал. Наше училище готовит как раз вторую категорию, а воронежское училище – тыловое. Там учат на метеорологов, психологов, сотрудников управления воздушным движением. В связи с реформой военного образования должно было закрыться ставропольское училище, а его курсантов должны были перевести к нам. Мы приняли бы всех совершенно спокойно. Есть казарменный фонд, общежития, учебный фонд. И вот – инспекция Министерства обороны...
Интересный факт: к встрече высокой комиссии училище готовилось без начальника. Экс-главу ИВВАИУ Игоря Величко перевели в Москву на новую должность. Мы честно показали комиссии все достоинства и недостатки. Подчеркну, что последние не имели отношения к учебному процессу. Где-то, например, унитаз прохудился, где-то крыша протекает. Перед отъездом ревизоры собрали профессорско-преподавательский состав, командование, всех гражданских и военных. Указали на недостатки, главный из которых – необеспеченность жильём офицеров, но отметили, что, мол, всё понимают: финансирование мизерное, начальники часто меняются. Обещали помогать. В целом вывод был, что училище работает и выполняет свои задачи. Комиссия уехала в Москву, дальше началось непонятное. Глава инспекции представил министру обороны заключение о том, что училище неспособно готовить инженеров и целесообразно перебазировать его в Воронеж.
По плану, утверждённому главнокомандующим Военно-Воздушными Силами Александром Зелиным, из Иркутска предстоит вывезти более двух тысяч курсантов и преподавателей, с огромной, накопленной за десятки лет существования училища базой. На сборы отведено чуть больше месяца. Это было бы понятно, если бы план составлялся не зимой 2008-го, а летом 1941 года.
По опыту можно сказать, что первый нормальный выпуск у воронежского училища будет не раньше, чем через двадцать лет. Ведь любая кафедра не молодняком определяется, а наличием профессорско-преподавательского состава, этого в Воронеже не будет по определению. Что касается нашей материальной базы, то перевезти мало что получится. Самолёты-макеты с учебного аэродрома скорее всего пойдут на металлолом. Большая часть оборудования дойдёт в нерабочем состоянии. Потому что точная техника должна быть соответствующим способом упакована. Без этого её растрясёт в дороге. А что делать с аэродинамической трубой, к которой после монтажа не сохранились чертежи? Значит, разбирать будут ломом и кувалдой.
Несмотря на мрачные перспективы, ивваиушники не отчаиваются. По общему мнению, ситуация настолько абсурдна, что оставляет место надежде. В частности, по закону высшие военные учебные заведения создаются, реорганизуются и ликвидируются распоряжением правительства Российской Федерации и заверяется подписью президента страны. Ничего этого пока нет. Между тем на защиту училища встаёт «народное ополчение». В областном центре регулярно проходят митинги. Причём среди протестующих не только преподаватели училища, курсанты и их родители, но и простые горожане. Их позиция получила поддержку власть имущих. Так, несколько дней назад учебное заведение посетил губернатор Игорь Есиповский. По итогам визита он направил письмо президенту Дмитрию Медведеву с обоснованием необходимости сохранения училища. «...Как специалист, имеющий немалый опыт практической деятельности в сфере производства и эксплуатации авиационной техники, могу оценить планируемые организационно-штатные мероприятия как создающие прямую угрозу сложившейся системе подготовки инженерно-технических кадров и, как следствие, снижающие качественный уровень состояния безопасности полётов военной авиации нашей страны в ближайшие годы», – говорится в письме.
Не осталась в стороне даже не имеющая прямого отношения к военным Федеральная служба безопасности. Начальник управления ФСБ России по Иркутской области Сергей Старицын сказал, что его ведомство совместно с органами военной контрразведки внимательно следит за процессом. Их совместная точка зрения сводится к тому, что решение о закрытии училища не совсем правильно. Об этом сказано руководству области, федерального округа, соответствующая депеша направлена в центральный аппарат ФСБ России и в Министерство обороны. Сергей Старицын отметил, что аргументов в пользу того, чтобы это учебное заведение осталось на территории Иркутска, гораздо больше.