Иркутску нужна карта опасных мест в городе
Иркутские ученые из институтов земной коры и географии говорят о скорейшей необходимости составления карты Иркутска с указанием сейсмоопасных районов города. Непредсказуемое поведение грунта чревато серьезными последствиями для жителей областного центра.
Причина землетрясений в Иркутске давно известна – вина лежит на Ангарском разломе, который на территории города пересекается с разломной зоной вдоль долины рек Олхи, Иркута и Ушаковки. Одно время считалось, что в северных районах Иркутска (Ново-Ленино, Жилкино, Иркутск II, Марата, Рабочее) сейсмическая опасность на один балл ниже, чем в других районах города. Якобы разлом, который там проходит, срабатывает как подушка и гасит сейсмические явления. В последние годы выяснилось, что это не аксиома. Бывает, что на севере Иркутска баллов побольше, чем в других районах Иркутска. В чем же причина того, что в разных районах столицы Восточной Сибири сейсмобаллы постоянно меняются?
Этим вопросом задались иркутские ученые. Светила Института географии выступили на научной конференции Русского географического общества с докладом, который посвящен необходимости проводить картографирование сейсмоопасных зон в разных районах городов и сел.
Разломные зоны для Иркутска опасны тем, что они провоцируют и ускоряют оползни, подтопления, провалы.
– Нужно показать, что на перекрестье двух сейсмоопасных разломов проходят серьезные инженерно-геологические процессы, – говорит Кирилл Леви, заместитель директора Института земной коры. – Что они действительно могут быть опасны, так как усугубляют сейсмоопасность в Иркутске и могут спровоцировать возникновение оползня. В Иркутске явно есть ослабленные места, которые могут встретить восьмибалльное землетрясение, как девятибалльное. А наши здания строятся с расчетом на восемь баллов.
Последнее инженерное обследование иркутского грунта проходило лет 15 назад. За это время город обзавелся новыми зонами подтоплений, грунтовыми провалами и прочими прелестями геологических коллизий.
– Геологическая среда в Иркутске живет какой-то своей жизнью, которая нам не очень понятна, – говорят ученые-геофизики. – Нужны карты, которые позволят уберечься от несчастных случаев. Необходимо нанести на эти карты те участки города, которые наиболее восприимчивы к землетрясениям.
От непредсказуемости иркутского грунта страдают даже современные фундаменты. Изначально в районах Иркутска, которые ныне называются Первомайский и Университетский, были сухие склоны, на которых начали строить дома. Со временем склоны наполнились водой, и теперь дома просто расползаются. Лет пять-шесть назад пришлось эвакуировать и переселять жильцов дома, пришедшего в негодность.
Землетрясения подтопляют подвалы центра города
В Иркутском институте земной коры сейчас проводится разработка карты оценки сейсмичности Иркутска. Одним из факторов сейсмичности является скопление подземных вод, которые вызывают или могут вызвать в ближайшем будущем подтопление некоторых районов города.
Как показали предварительные исследования, сильные землетрясения Иркутску не грозят, а самая большая проблема столицы Восточной Сибири – возможное скрытое подтопление отдельных районов. Определением опасности подтоплений разных районов города сейчас занимается научный сотрудник института Нина Демьянович.
Составление карты сейсмоопасности для Иркутска не является задачей первоочередной важности – землетрясения из Байкальской рифтовой зоны и Восточных Саян действуют на Иркутск транзитно, то есть до нас доходят отголоски от эпицентров, которые чаще находятся в районе Северобайкальска и на бурятском берегу Байкала. Они возникают за много сотен километров от Иркутска, и, когда доходят до города, их сила значительно уменьшается. В зависимости от того, какие конкретные условия на территории города, эффекты их будут проявляться по-разному.
Последствия последних землетрясений на территории Иркутска не проявлялись хоть сколько-нибудь катастрофично – ни деформаций домов, ни вылетевших стекол, ни жертв. Последнее значимое землетрясение произошло в 1995 году, когда сила поземных толчков доходила до пяти баллов. Тогда были зафиксированы два случая деформации – обнаружили повреждения дамбы шелеховского шламохранилища и трещину вдоль склона на правобережье Иркутского водохранилища, которая уходила под фундамент строящегося дома.
На территории города идет процесс изменения пород – развивается подтопление, изменяется уровень влажности, и в результате нарушается их несущая способность – прочность, способность выдерживать нагрузки. Перед строительством домов производится районирование, исследование несущей способности поверхности, ее устойчивость под тяжестью домов. Но через несколько лет это состояние изменяется, и эта территория характеризуется другой сейсмичностью, повышенной реакцией на землетрясения.
Если, например, есть в жилом районе незастроенный участок, который начинают исследовать на предмет новых построек, то оказывается, что там переувлажненные грунты по сравнению с тем состоянием, которое было, когда этот район только начинали застраивать. А переувлажнение грунтов повышает уровень их сейсмичности – уязвимость к динамическим воздействиям становится выше. На территории Иркутска выявлены площади проявления скрытых подтоплений. В частности, оно наблюдается, когда покрывают асфальтом территорию, сложенную глинистыми породами. Из-за того что не происходит испарения, под асфальтом формируется водный конденсат.
– О подтоплениях на территории Иркутска говорят давно. Программа по подтоплению, составленная нашим институтом, лежит где-то в недрах областной администрации, а проблема так и стоит без решения, – комментирует Нина Ивановна. – Несколько лет назад институт совместно с ИрГТУ изучал подтопление центральной, исторической части города – только потому, что у центра сохранения культурно-исторического наследия нашлись на это деньги. У администрации не находится денег на то, чтобы выполнить эти исследования в целом для города. А это одна из проблем, которая изменяет состояние пород и может повлиять на сейсмичность территории. Без решения этой проблемы нельзя решать и проблему сейсмобезопасности.
– Можно на территории города выделить участки, которые наиболее подвержены подтоплениям?
– Да, я составляла схему потенциальной подтопляемости территории Иркутска. Например, выделен район улиц Советских, Ангаро-Ушаковский водораздел. Хотя участок расположен высоко, здесь формируется скрытое подтопление на площадях развития мощных толщ глинистых пород, которые не пропускают воду вглубь. И все утечки из водонесущих коммуникаций формируют участки скрытого подтопления. Скопление воды также происходит по правобережью, в районе строительства нового моста. Когда мы занимались работами по новому мостовому переходу, оказалось, что в районе разреза по правобережному примыканию залегают мягкопластичные грунты.
– Мост строится на ненадежных грунтах?
– Нет, в районе строительства моста есть условия стока, и мост строится очень надежно. А вот на застроенной урбанизированной территории в районе телевышки стока нет, утечки всегда есть, даже проектные, поэтому происходит скопление воды. Это участок скрытого поверхностного подтопления за счет техногенных утечек.
Подтопления проявляются по-разному – в зависимости от того, идет ли подъем уровня грунтовых вод или формируются техногенные водоносные горизонты. В центральной части города из-за них происходят затопления подвалов. В 1985 году по заказу городской администрации институт проводил работу по исследованию скрытого подтопления Ленинского района, Ново-Ленино и Иркутска II. На сегодня площади подтопления разрослись. Оказалось, что и там процесс затопления подвалов идет очень активно – вода даже выходила на поверхность.
Не совсем благоприятным в плане опасности подтоплений является микрорайон Топкинский. На юрских (коренных или скальных) породах, прочных и трещиноватых, которые должны пропускать воду, водофильтрующие породы чередуются с глинистыми, водоупорными. В районе Топкинского водоупорные породы залегают близко к поверхности, поэтому там возможно скопление техногенных источников воды.
По словам Нины Ивановны, даже если на ровной поверхности появятся плывуны, очаги скрытого подтопления, они будут представлять опасность, если их чем-то случайно вскроют. Когда же они залегают на глубине, в случае землетрясений они могут усугубить трясучку, усилить колебания поверхности. "Деформаций при этом может и не проявиться – этот процесс не изучен", – считает она.