Безработица растет: «народные стройки» и другие приметы кризиса
Наступивший 2009-й год будет для России, как и для многих других стран, непростым: впервые за последние годы страна столкнулась с бюджетным дефицитом, ростом безработицы и падением производства.
По прогнозу Минэкономразвития, число безработных в России за год пополнится на один миллион и достигнет шести миллионов человек. По мнению экспертов, наиболее напряженная ситуация будет складываться в регионах, где преобладают градообразующие предприятия.
По данным президента Дмитрия Медведева, в настоящее время безработица в России составляет приблизительно 6% экономически активного населения страны. Более конкретные цифры накануне новогодних праздников привел вице-премьер Александр Жуков. Он сообщил, что в России 16 декабря 2008 года зарегистрировано около полутора миллионов безработных. Федеральная служба по труду и занятости ожидает, что в декабре-январе этого года под сокращение попадут около 200 тысяч человек.
Руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН Евгений Гонтмахер готов согласиться с официальными данными по безработице с некоторыми коррективами: «Надо понимать, что безработица измеряется двумя способами. Есть безработица зарегистрированная, то есть это те люди, которые пришли в службу занятости и встали там на учет. Таких людей у нас сейчас около 1,5 миллиона. Естественно, есть люди безработные, которые не стали обращаться в службу занятости - таких большинство. Они сами ищут себе работу. Так вот, если считать всех безработных, включая зарегистрированных, то у нас сейчас всего 5,5 миллиона человек».
Чуть более 6% экономически активного населения – это нормальный уровень безработицы для любой развитой страны, считает Евгений Гонтмахер. Общенациональные проблемы начнутся после рубежа в 15%. Эксперты прогнозируют рост безработицы в России до 10-12% к концу года. Речь идет о среднем показателе по стране, но в отдельных регионах ситуация может оказаться куда более серьезной. По мнению Евгения Гонтмахера, тяжелее всего придется Уралу, Сибири, Дальнему Востоку, Вологодской, Липецкой и Воронежской областям: «Там, к сожалению, уровень безработицы будет выше среднего, и он действительно будет угрожать социальной и политической стабильности. Будет ли что-то общефедеральное – пока сказать сложно, потому что 10-12% в среднем по России – это плохо, но пока не критически».
Наиболее уязвимыми в России оказываются черная металлургия, машиностроение, химия, угольная промышленность, строительство. То есть это базовые и достаточно объемные отрасли российской экономики, подчеркивает Евгений Гонтмахер. Именно там, где эти отрасли концентрируются, ситуация будет наиболее тяжелой.
Один из «регионов риска» - Кузбасс. В 90-е годы прошлого века рабочие горнодобывающих предприятий не раз протестовали против экономической политики властей и работодателей: перекрывали Транссиб, федеральные трассы, стучали касками на Горбатом мосту в Москве. Учитывая прежний негативный опыт, руководители угольных компаний и представители независимых профсоюзов провели накануне новогодних праздников совещание, где договорились координировать свои действия, чтобы избежать конфликтных ситуаций в связи с падением добычи угля.
Об этом в интервью Радио Свобода рассказал председатель Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности Иван Мохначук:
– Как раз в разгаре начала кризиса мы выработали определенные критерии: сохранить уровень заработной платы в 2009 году на уровне 2008 года, сохранить сами рабочие места. На сегодняшний день у нас массовой безработицы нет, есть проблемы на отдельных предприятиях, где люди предупреждены о возможном сокращении. Некоторые предприятия переводятся на 4-дневный режим работы, на сокращенную рабочую смену. В конце января, наверное, мы столкнемся с тем, что людей все-таки начнут сокращать. При этом уже сейчас изданы приказы о сокращении инженерно-технических работников на 25-20%. Приостановлен прием новых людей на производство, идет естественный отток. И я боюсь, что в первую очередь пострадают работающие пенсионеры».
– С кем сложнее договариваться в такой критической ситуации – с работодателями или с местными властями, от которых зависит, каков будет социальный пакет?
– С властями договариваться легко, потому что они, в принципе, бесправны. Ситуацию определяют работодатели. Если нет источника доходов, то не из чего платить заработную плату, не из чего платить и налоги в местные бюджеты. Работодатель сегодня стоит «нараскоряк»: он хочет и коллектив сохранить (потому что понимает, что кризис рано или поздно закончится), и зарплату платить не может, потому что рынков сбыта сегодня нет. Вот мы и думаем, как бы эту задачу решить.
Власти ожидают в 2009 году резкого увеличения зарегистрированной безработицы, а это значит, что возрастет финансовая нагрузка на бюджет. Максимальный размер пособия по безработице с 1 января этого года повышен до 5 тысяч рублей. Чтобы обеспечить занятость населения в условиях кризиса и ожидаемых увольнений, федеральный центр собирается форсировать развитие инфраструктуры. Создание спортивных объектов в предолимпийском Сочи, строительство платных автодорог, мостов, подготовка Владивостока к саммиту АТЭС могут стать «народными стройками». При благоприятных обстоятельствах – это сотни тысяч новых рабочих мест. Если, конечно, строить эти объекты будут граждане России, а не рабочие из ближнего зарубежья.