Мир старой сказки
К премьере музыкального театра имени Загурского - спектаклю "Сказки старых домов" можно отнестись критически: в пьесе конфликт построен на борьбе "хорошего с лучшим", в ней нет по-настоящему интересных, живых характеров, все персонажи одинаковы. Актеры, занятые в нем, почти не общаются друг с другом, не пытаются монотонность лирического фона разнообразить многоплановым построением сюжетных линий.
Если рассматривать спектакль с этих позиций, то можно говорить и о слабости режиссуры, о некоторой наивности образной выразительности сценографии. Но вернемся к названию и выделим в нем слово "сказка": "...Живите, государи мои, люди русские, в ладу со своей старой сказкой. Чудная вещь - старая сказка! Горе тому, у кого ее не будет под старость!" Эти слова Николая Лескова театр взял эпиграфом к своей новой работе и определил ими жанр. Этот жанр создает атмосферу спектакля и расставляет все по своим местам: очевидная слабость оборачивается достоинством, а сценическая придумка становится ностальгией по старому, вернувшемуся к нам сказкой миру.
В лирической музыкальной комедии драматургов Голубенко, Сущенко, Хайта, на стихи Рождественского режиссер-постановщик Павел Степанов смог найти для старшего поколения театра - для народных, заслуженных и просто хороших актеров - роли, в которых они сумели блеснуть мастерством. Правда, на премьере многие волновались, поэтому казались чуть скованными, однообразными в характеристиках своих персонажей. Но через один-другой спектакль актеры разыграются, станут легкими и свободными, каждый сможет найти опору, которая позволит им "купаться" в драматургическом материале своих ролей.
По сравнению с самой жизнью, предложенный музыкальным театром сюжет во временном измерении отстает более чем на четверть века от дня сегодняшнего. В отличие от нашего бытия, лишенного наивности, он кажется абсолютным вымыслом. Как в шестидесятые и семидесятые годы, он тоже был сказкой, сочиненной о простых, бесконфликтных человеческих отношениях. Это было время, когда жизнь представлялась с ее идеальной стороны, основанной на святой вере в то, что человек человеку - друг, товарищ и брат.
Сегодня многие знают, что это было одно из самых прекрасных заблуждений, подаренных нам прежним временем. Но как приятно видеть на сцене реальный образ этого заблуждения! Каким симпатичным кажется содружество жильцов, объединенных любовью к своему старому жилищу. А если точнее - друг к другу, к стремлению не разрушать, оставаться верным своему дому-семье, своим человеческим привязанностям.
Первые зрители "Сказки старых домов" приняли в спектакле именно его ретро-сторону, милый уход от действительности, стремление объединить всех и каждого идиллией святой дружбы и наивным убеждением, что добро побеждает зло. Режиссер Павел Степанов специально не нагружает образы спектакля углубленной психологией, делает их легкими в восприятии жизни, стойкими и изобретательными в защите своих интересов.
Перечисление персонажей спектакля и их исполнителей - народных и заслуженных артистов: Марии Ивановны - Людмилы Любименко, Захара Алексеевича - Николая Хохолкова, Эрнеста Борисовича - Вячеслава Дычинского, Елизаветы Степановны - Елены Волошиной, Тимофея Кузьмича - Ерофея Васильева, Сени и Лены Остапчук - Владимира Яковлева и Елены Бондаренко - составляет довольно длинный список. Но актерские работы стоят того, чтобы их перечислили, обратили внимание на их искреннее стремление показать на сцене мир, полный гармонии и человеческого добра. Каждый из персонажей по-своему чудаковат, проявляется в поступках наивных и немного смешных. Но именно в этой наивности и кроется очарование сюжета, заимствованного из жизни, похожей на сказку - старую, но не утратившую своей привлекательности и стремления подражать ей.
Очаровательны и музыкальные номера, которые актеры исполняют ансамблем или соло. Они очень похожи на песенки прошлых лет, которые звучали из репродукторов на улицах, в парках, были узнаваемы и любимы. В спектакле актеры поют их по утрам, когда появляются во дворе своего дома, и по вечерам, с момента начала дежурства по охране своего горячо любимого дома.
Наверное, каждый из нас, вспоминая свою юность, представляет ее в розовых тонах. Герой спектакля Андрей (заслуженный артист Виктор Лесовой), предлагая вниманию зрителей историю, произошедшую с ним в юности, замыкает ее в финале лирической песней о старых домах, о старой жизни, в которой зло не предусматривалось.
Андрей, высветленный памятью взрослого персонажа юноша Андрей (актер Александр Айдаров) пришел на сцену образом, написанным пастелью: мягкий, по-юношески скромный и чуть застенчивый. Его подружка Галя (актриса Елена Барабошкина) кажется более современной. Выражается это в некоторой агрессивности поведения героини, ее напористом стремлении выйти замуж и упрямстве, с каким она старается уничтожить старый дом. Актриса несколько выпадает из ретро-ряда спектакля, но, с другой стороны, делает его основные темы легко узнаваемыми сегодня.
В ряду молодых исполнителей спектакля выделяется актер Алексей Шарапов - исполнитель роли Степана Сухорукова. Его образ явно утрирован, преувеличен в манере поведения и умении попадать в нелепейшие ситуации. Молодому актеру удалось сделать свой персонаж узнаваемым, типажным по характерным приметам. Помогает Шарапову драматическая школа, мастерство которой он не только освоил, но и сумел приспособить к сцене музыкального театра.
Милый поворот коллизий, развитие всего сценического действия примиряют, в конечном результате, и со сценографией спектакля Владимира Акулова, кажущейся поначалу преувеличенно бутафорской, "рисованной с натуры" - окна, скрывающие квартиры героев, и труба, ставшая ближе к финалу метафорой спектакля. Оказывается, именно на этой трубе как на опоре, держится дом. Если выбить ее - рухнет все сооружение, но если сохранить - нерушимым оплотом станет жилище полюбившихся зрителям героев.
Но волноваться не стоит: мы ведь смотрим комедию-сказку, в которой исполняются не только общие желания, но и персональные - состоявшаяся любовь героев. О счастье молодых позаботились соседи, трогательно выбиравшие достойную пару Андрею. Что ж, их выбор остановился на Гале, и, наверное, они не ошиблись. Правда, трудно сказать с полной уверенностью, что любовь эта сохранилась на всю жизнь: рассказ о прошлом возмужавший взрослый Андрей все-таки ведет один.
Прелестная музыка Оскара Фельцмана в исполнении оркестра под управлением дебютанта театра - дирижера Михаила Пикульского звучала нежно и выразительно. Из прошлых времен она будто эхом отзывалась в дне сегодняшнем, создавая на сцене атмосферу света, тепла, любовного томления. Не сложные в движениях, разнообразные по форме танцы, поставленные балетмейстером Олегом Кешишьянцем, также придали сценическому действию простую и в то же время ритмически законченную выразительность.
Возвращаясь к жанру спектакля-сказки, хочется сказать, что в музыкальном театре она состоялась в том объеме, на который была рассчитана. Состоялась и любовь, определившая все его действие. Со сцены в зрительный зал волнами расходились бескорыстие, добро, верная дружба - качества, несколько призабытые сегодняшним поколением. Как нам вернуться к себе самим, как восстановить жизнь, которую мы называем сегодня "ретро"? Возможно, надо чаще ходить в театр!