Роттердам 2009: кино формата XXL
Беспрецедентный проект директора Роттердамского кинофестиваля (IFFR) Рутгера Волфсона вызывает восторг и недоумение одновременно: Волфсон решил показывать фильмы на городских небоскребах.
Специально по его заказу мэтры авторского кино - мексиканец Карлос Рейгадас, канадец Гай Мэддин и голландка Нанук Леопольд - сняли фильмы, которые по вечерам будут демонстрироваться на гигантских экранах, установленных прямо на стенах офисных башен в сердце города.
Амбициозный кураторский жест Волфсона выворачивает наизнанку рыночную модель использования зданий как "носителей рекламы". Независимым кинохудожникам предлагается поработать в культмассовом формате, сохранив при этом верность высокому искусству.
Гай Мэддин пригласил в "небоскребный" фильм Изабеллу Росселини, сыгравшую главную роль в его культовом ретро-нуаре "Самая печальная музыка на свете" (2003), а уроженка Роттердама Нанук Леопольд работала в соавтростве с ведущим видеохудожником Голландии Дааном Эмменом.
"Кинематографисты привыкли создавать произведения для типового экранного полотна в кинозале. Между тем, сегодня в публичных местах существует множество разнообразных экранов, но все они заполнены либо информационными продуктами, либо рекламой. Мне стало любопытно, что же смогут принести на эти экраны мастера кино", - рассказывает директор IFFR Рутгер Волфсон.
Дорогостоящий проект Волфсона поддержан муниципалитетом Роттердама и финансовыми корпорациями Nationale-Nederlanden и Robeco, на чьих зданиях размещаются экраны размера XXL.
В разгар экономического кризиса решение директора старейшего фестиваля независимого кино со скромным бюджетом в 10 миллионов долларов может показаться экстравагантным расточительством, однако, по мнению Волфсона, его задача - быть "на передовой искусства, ставить новые вопросы и предлагать радикальные концепции".
Крупные европейские фестивали, проходящие в курортных городах, - Канн, Локарно, Венеция - давно практикуют публичные показы фильмов на открытых площадках и пляжах.
Но "радикальность" концепции Рутгера Волфсона, возможно, заключается еще и в том, что в январе, когда в Роттердаме ледяной дождь сменяется мокрым снегом и постоянно дует штормовой ветер, наслаждаться изображением Изабеллы Росселини размера XXL на стене небоскреба можно будет только с серьезным риском для здоровья.
Секс по-английски и другая экзотика
Как всегда в Роттердаме, в главный конкурс дебютов приглашены фильмы из стран третьего мира и территорий, где кинематограф до сих пор нуждается в поддержке европейских миссионеров.
Картина индонезийца Эдвина "Слепая свинья, которая хочет летать" рассказывает о проблеме самоидентификации китайского нацменьшинства в Индонезии, а тайваньская черно-белая драма "Не могу жить без тебя" (режиссер Леон Дай) основана на подлинной истории безработного отца-одиночки и его маленькой дочки.
На фоне гангстерского боевика из Южной Кореи "На последнем дыхании" (режиссер Янг Ик-Джун) и новеллы о рыбаках-контрабандистах "Успокойся и сосчитай до семи" иранского режиссера Рамтина Лавафипура, дебютная полнометражная лента британца Саймона Эллиса "Доггинг: история любви" ("Dogging: A Love Story") радует зрелой режиссурой, слаженным актерским ансамблем и здоровым английским юмором.
Действие фильма Эллиса происходит в городе на севере Англии, где группа молодых людей познает прелести "доггинга" - секса в общественных местах.
Автор 15 короткометражных лент, обладатель престижных наград (в прошлом году короткометражка "Soft" победила на фестивале в Сандансе), Саймон Эллис считается восходящей звездой британского кино, а его фильм о превратностях английского секса может стать одним из фаворитов в борьбе за Роттердамского Тигра.
С чего начинал Ларс фон Триер?
Эхо конкурса дебютов - ретроспективная программа "First Things First", в которой собрана коллекция первых (в частности, короткометражных и учебных) фильмов, снятых мастерами мирового артхауса.
Куратор программы Хервин Тамсма рассказывает: "Роттердам известен как фестиваль открытий - здесь дебютируют будущие мастера, зажигаются звезды. Только в последние годы в Роттердаме начали свою международную карьеру Карлос Рейгадас, Кристиан Мунжиу, Илья Хржановский, Богдан Слама. Мне было интересно взглянуть на работы корифеев режиссуры, сделанные в самом начале пути - до того, как они прославились... Мне хотелось вернуться к истокам, проследить процесс обретения уникального голоса с самого первого шага", - поясняет отборщик IFFR Хервин Тамсма.
В ретроспективу "First Things First" вошел документальный фильм "Работы на реке Доуро", снятый в 1931 году Мануэлем ди Оливейрой. Португальский классик, чье столетие в минувшем году праздновала мировая кинообщественность, как известно, до сих пор снимает по фильму в год.
Среди других жемчужин коллекции: первый фильм шестнадцатилетнего Филиппа Гарреля "Les enfants d?saccord?s" (1964), "Саповнела" (1959) Отара Иоселиани, учебные картины Ларса фон Триера и Ульриха Зайдля.
Одним из самых молодых участников ретроспекитвы станет Алексей Герман-младший. Роттердамская публика увидит его дипломную короткометражку "Дурачки" (2001) - новеллу о двух приятелях-неудачниках, столь близкую по стилистике и атмосфере к награжденному в Венеции "Бумажному солдату", что ее можно считать эскизом к большому фильму.
Биопик Бродского и скандал с Тарковским
Российский кинематограф представлен в Роттердаме несколькими международными премьерами и знаковыми картинами минувшего года.
Дебютировавший в Канне московский режиссер Бакур Бакурадзе покажет в Роттердаме фильм "Шультес", а также представит на рынке копродукций СИНЕМАРТ новый проект "Охотник", средства на съемки которого Бакурадзе надеется найти в Европе.
Патриарх мультипликации Андрей Хржановский привозит в Роттердам на всемирную премьеру свой анимационно-художественно-документальный труд "Полторы комнаты".
Фильм сделан по мотивам автобиографического эссе Иосифа Бродского и заявлен авторами как "биопик" поэта. Работа над картиной шла семь лет, и в ней приняли участие все сливки творческой интеллигенции Петербурга и Москвы: родителей Бродского сыграли Алиса Фрейндлих и Сергей Юрский, сценарий помогал писать Юрий Арабов, а консультантами на фильме были Евгений Рейн, Яков Гордин, Игорь Ефимов, Михаил Мейлах и другие уцелевшие представители "поколения Бродского".
Несмотря на то, что на фоне великолепной анимации Андрея Хржановского и фрагментов архивной хроники, в кадре то и дело появляется загримированный под Бродского актер Григорий Дитятковский, фильм "Полторы комнаты" не стоит считать жанровым "биопиком". Скорее, это фильм-оммаж (то есть фильм памяти поэта).
Ленинградец и ровесник Бродского, Андрей Хржановский повинился перед изгнанным поэтом от лица современников, а заодно отдал ностальгическую дань поколению своих родителей. В финале картины, озвученном фонограммой "Случайного вальса" в исполнении Утесова, на экране возникает надпись: "Посвящается памяти наших родителей".
Хит архивной программы IFFR "Cinema Regained" - фильм-скандал Игоря Майбороды "Рерберг. Тарковский. Обратная сторона "Сталкера".
Документальная сага о ссоре режиссера Андрея Тарковского и оператора Георгия Рерберга, чей творческий союз в 1975 году подарил миру "Зеркало", но распался два года спустя во время работы над "Сталкером" - под натиском семейных интриг и цеховых дрязг.
Игорь Майборода погружается на дно профессиноального кинематографического болота, опрашивает свидетелей, предъявляет уникальную хронику, чтобы найти ответ на вопрос: почему Тарковский забраковал весь отснятый Рербергом материал ("Сталкер" был полностью переснят оператором Александром Княжинским), отстранил Рерберга от работы и загубил его карьеру.
Майборода пристрастен: жанр фильма можно обозначить как видео-эссе из серии "жизнь замечательных людей", где судьба кинематографиста, потомка знаменитой художественной династии Рербергов, представлена в драматическом контексте деградации русской культуры.
Пожалуй, самый драгоценный материал в картине и наглядная иллюстрация "распада связи времен" - снятые Георгием Рербергом в восьмидесятых портреты классиков - Алексея Лосева, Евгения Мравинского, Мстислава Ростроповича.
В начале 1990-х, когда Георгий Рерберг зарабатывал на жизнь съемкой телерекламы, его пригласили провести мастер-класс по операторскому искусству в Национальной киношколе Дании.
"Скажите, мистер Рерберг, в СССР художники страдали от политической цензуры, а как обстоят дела в России сегодня? Есть ли у вас свобода выбора?" - спросили великого оператора. "Сейчас свобода выбора есть. Но нету выбора", - парировал Рерберг.