Пол Гобл и шаманская болезнь
Известный амерканский советолог, влиятельный эксперт по постсоветскому пространству, работавший прежде в ЦРУ и Госдепе США, неожиданно подключился к дискуссии о границах и будущем Сибири.
Как ТАЙГА.info уже сообщала на ленте новостей, внимание известного американского политолога, специалиста по этническим и религиозным проблемам Евразии Пола Гобла привлекла тема, поднятая на страницах первого номера журнала «Неизвестная Сибирь» его главным редактором Игорем Севергиным. А именно – где границы Сибири и в чем, прежде всего, состоит ее будущее – в территории, в запасах природных ископаемых, в людях, которые связаны с ней своей судьбой? Что первично? Что является ключом к будущему?
При этом Пол Гобл не столько дискутирует со статьей «Шоссе энтузиастов», которую он прочитал на сайте журнала «Неизвестная Сибирь», сколько доносит суть проблемы для англоязычных читателей.
Сибирь, которая в советские времена многими воспринималась как место ссылки, а сегодня – как нефтегазовая дойная корова для мировой экономики, имеет еще одну сущность – она, возможно, единственное место в России, где остались уникальные возможности для настоящей жизни – с суровой, но прекрасной природой, здоровым воздухом, вдали от давящей тесноты и сумасшедшего ритма мегаполисов.
Сибирь могла бы сохранить этот потенциал, а со временем – и стать площадкой для стремительного взлета России. Но для этого надо, как минимум, чтобы в Сибири остались те люди, которые и делают ее Сибирью, а слова «сибиряк» и «сибирский характер» — не стали пустым звуком.
Этих людей не так много, учитывая скорость миграции сибиряков первого и второго поколений. И российское государство пока еще не предприняло решительных шагов для того, чтобы его граждане стремились жить, селиться и размножаться на тех самых землях, которые дают государству львиную часть доходов.
Не станет в Сибири населения, не будет и Сибири – вторит Пол Гобл вслед за Севергиным. Как исчезла Русская Манчжурия после того, как всех русских вывезли оттуда, так может исчезнуть и Сибирь. Останется тайга, тундра, горы, но исчезнет та сакральность, которая присуща этому краю, исчезнет, то настоящее, что пока еще есть в России.
Любопытно, что журнал «Неизвестная Сибирь» уже прочитали тысячи людей, среди которых есть немало представителей политического бомонда, ученых, видных стратегов развития страны. Но на разговор по существу первым отозвался американский маститый американский аналитик с опытом работы в спецслужбах США. Его «зацепило», он что-то осмыслил и высказался. А представители наших «элит» — до сих пор молчат.
Что это? Возможно, издали лучше видно. Но можно предложить и другую версию – скорее всего, беда в том, что отечественные элиты перестали работать с «глубинным содержанием» проблем. Чаще всего, происходит либо латание дыр, либо имитация глобального проектирования будущего.
Мы как бы заблудились в лесу противоречий и потеряли «линию горизонта». Подобное состояние северные народы называют «шаманской болезнью», когда человек в полном беспамятстве блуждает по тайге. И либо погибает, либо получает мистическую власть над миром.