Иркутская программа Дмитрия Медведева
От визита первого лица государства в Иркутск ждали многого. И если в пятницу пессимистически настроенные граждане имели некоторое моральное право добавить: «Напрасно», во вторник они были посрамлены.
После несколько затянувшейся паузы, лишь отчасти оправданной праздничными выходными, первый заместитель губернатора Иркутской области Сергей Сокол на заседании правительства рассказал о тех договорённостях, которые были достигнуты между Президентом Дмитрием Медведевым и губернатором Игорем Есиповским относительно конкретных проблем региона. Впрочем, обо всём по порядку.
Утро Президента
Президент приехал в четверг вечером. Переночевав в Иркутске, рабочее утро он начал с посещения Байкальского музея в Листвянке и производственных цехов корпорации «Иркут». Очевидцы рассказывают, что Дмитрий Медведев много улыбался и выразил искреннее одобрение байкальской нерпе, проживающей в музее, а равно и самолётам, которые производит иркутский авиазавод. Все ждали заседания президиума Госсовета, центрального мероприятия иркутской программы Президента, в надежде, что здесь-то и откроется, почему же Дмитрий Медведев решил обсудить кризисные явления в российской экономике именно на иркутской земле.
Получив список участников, некоторые энтузиасты даже подумали, что дополнительная интрига мероприятию обеспечена. Ведь в списке стояло имя Олега Дерипаски, владельца «заводов, газет, пароходов», а также компании «РУСАЛ» и 51% акций БЦБК. Кто-то некстати вспомнил, как накануне в Чите Президент обронил, что нашей «оборонке» срочно нужна хвойная белёная целлюлоза. Словом, очень хотелось сложить воедино остановку БЦБК, приезд Президента и присутствие Олега Дерипаски. Тем более что и задел был сделан добрый. С утра Дмитрий Медведев уже ознакомился с флорой и фауной Байкала в музее. Там же Президенту были представлены две байкальские нерпы, которые живут в огромном аквариуме. По слухам, сотрудники музея тут же фамильярно нарекли одну из них Димой.
Ждать пришлось долго. Культурная программа заняла больше времени, чем предполагали организаторы. Расширенное заседание президиума Госсовета был назначен на 14.30, однако началось только в 16 часов. Это было тем обиднее, что журналистов доставили к месту проведения мероприятия ещё в 12 часов и оставили в пресс-руме наедине с большим дисплеем, добросовестно транслирующим картинку из пустого зала для заседаний. Вход для прессы туда оказался закрыт. В качестве интеллектуальной разминки «акулы пера» изучали списки приглашённых. Насчитали десяток губернаторов, десяток федеральных министров, несколько олигархов. В общем, всё как обычно, только боялись опростоволоситься, не узнав какую-нибудь ВИП-персону в лицо.
Три столпа Приангарья
Наконец в пресс-рум хлынула новая волна коллег. Они были замёрзшие и голодные и моментально кинулись к столам с кофе и бутербродами. Стало ясно, что Дмитрий Анатольевич уже находится в здании ББЦ. В это время он встречался с губернатором Игорем Есиповским. Как выяснилось позже, Игорь Есиповский докладывал Президенту о состоянии дел в регионе, заметив, что скоро у нас будет план долгосрочного развития.
А пока есть только планы по развитию наиболее перспективных отраслей региональной экономики. После «ревизии», которой занималась администрация, получив штурвал управления областью, губернатор смог назвать некоторые из них. Во-первых, это лесной сектор, где «отдача сегодня весьма низкая». Здесь «требуется обеспечить повышение эффективности производства. В свете этого власти наибольшее внимание уделяют созданию новых предприятий. Так, сегодня в Иркутской области реализуется более 50 инвестиционных проектов в лесной сфере», – говорится в пресс-релизе, распространённом по итогам встречи.
Вторым направлением губернатор обозначил туризм. И, наконец, третий столп нашей экономики – недра и глубокая переработка ресурсов. Игорь Есиповский упомянул о Ковыктинском газоконденсатном месторождении, которое «в последнее время начинает оживать», отметил, что достигнута принципиальная договорённость об изменении маршрута газопровода, чтобы «газ шёл через промышленные центры – Ангарск и Саянск». Это позволит развивать газохимию и в 37 раз повысить добавленную стоимость газа, перерабатываемого на предприятиях региона. Но главной стратегической задачей является развитие северных территорий. Дмитрий Медведев оценил потенциал Иркутской области, заметив, что его «нужно не только сохранить, но и вытащить на другой, более высокий уровень».
Цена за кризис
Последний тезис вполне укладывается в общую канву выступления Президента. Он много говорил о том, что, несмотря на кризис, не нужно отказываться от стратегических проектов. Наоборот, кризис создаёт возможности для модернизации. Если их использовать, наша экономика выйдет из этого испытания обновлённой и сможет лучше сопротивляться будущим кризисам. «Вопрос в цене, – заметил Дмитрий Медведев. – Цена, которую мы заплатим, зависит от того, насколько слаженно смогут действовать власть, бизнес и общество».
Всё-таки приятно осознавать, что твой регион в тренде. Буквально на прошлой неделе во время «правительственного часа» в ЗС губернатор Игорь Есиповский говорил о том, что мы должны как можно более эффективно отвечать на вызовы времени, но при этом продолжать развивать стратегические проекты. Он даже эмоционально добавил: «Наша жизнь впереди. Только нужно до неё дожить с нормальным человеческим лицом». Президент подчеркнул, что «во всех регионах должны быть созданы антикризисные штабы». В Иркутской области такой штаб уже создан. «Следует поддержать малый и средний бизнес. Это единственный внятный и необидный для людей ответ на безработицу», – уверен Дмитрий Медведев. У нас как раз готовится программа поддержки малого и среднего бизнеса.
Антикризисные меры Президент разделил на четыре группы. Это поддержка системообразующих предприятий; оптимизация расходов на содержание предприятий бюджетной сферы и, по возможности, перевод их в автономное состояние; модернизация коммунальной инфраструктуры; и наконец, переселение граждан из ветхого и аварийного жилья. Как пояснила в своём докладе министр экономического развития РФ Эльвира Набиуллина, эта программа остаётся приоритетной из-за большого мультипликативного эффекта. Переселяя граждан, государство одновременно сможет обеспечить госсзаказ для строительной отрасли и тем самым поддержать её на плаву, обеспечить объёмы производства стройматериалов, сохранить спрос на недорогое жильё. Выяснилось, что Президент тоже убеждён в необходимости сохранить объёмы ввода жилья «хотя бы на уровне 2008 года».
После «бала»
Президента дополнили в своих докладах Эльвира Набиуллина и заместитель министра промышленности и торговли России Андрей Дементьев. После их выступлений экран привычно погас. Когда он вспыхнул снова, Дмитрий Анатольевич уже подводил итоги работы. Сразу стало очевидно, что самое интересное, как всегда, прошло мимо.
Например, выяснилось, что о встрече в подобном формате «просил целый ряд губернаторов», и вообще «встречаться нужно чаще», а нынешнее заседание на кризисную тему, «к сожалению, не последнее». Говоря о необходимости дебюрократизации власти, Президент попенял регионам, что и они не безгрешны. «Кризис – лучший момент избавиться от неэффективных менеджеров. Момент истины для губернаторов», – заметил Дмитрий Медведев. Если учесть, что за последнее время он снял с постов четырёх губернаторов, слова его можно считать как минимум предупреждением. Забегая вперёд, скажу, что вчера Сергей Сокол разъяснил: «Слова Президента в первую очередь относятся к «отраслевым менеджерам на территориях». Сергей Сокол намекнул, что во время подготовки визита Президента возникли некие организационные сложности, и то, «как происходило взаимодействие некоторых высоких чиновников на уровне руководителей служб со своими гостями, наводит на очень серьёзные размышления».
А вот у Олега Дерипаски, очевидно, есть проблемы и помимо БЦБК. Возможно, именно о них он стремился рассказать Дмитрию Медведеву на сибирской земле. Суть проблемы осталась неясной, ведь она излагалась в закрытой части заседания. Зато реакция Президента стала достоянием общественности. Дмитрий Медведев прислушался к гласу промышленника, согласившись с тем, что «кризис не должен становиться временем для сведения счётов». Если законодательство можно использовать, «чтобы угробить кого-то, значит, его нужно менять». И даже предложил установить мораторий на использование определённых норм законодательства о банкротстве, только «нужно определить – каких».
Олег Дерипаска не захотел обсудить свои проблемы с журналистами, хотя попадал в пределы видимости целых два раза. И оба раза делал страшные глаза и показывал рукой «без комментариев». Говорить-то с нами он не мог, потому что изо всех сил прижимал к уху трубку мобильного телефона. Зато Андрей Дементьев рассказал о том, что в ближайшее время на федеральном уровне состоится совещание, посвящённое проблемам озера Байкал и Байкальского ЦБК. Он отметил также, что рассматриваются различные варианты возобновления работы ЦБК и «вероятность размыкания цикла велика», но это будет «ненадолго». В общем, над Отечеством опять сгущались тучи.
Настроение улучшилось
Вчера оказалось, что ложные страхи рождаются, как всегда, от недостатка информации. А может быть, всё-таки не напрасно возили Дмитрия Анатольевича в музей. Может быть, он не устоял перед очарованием Байкала и принял спонтанное решение в пользу озера в ущерб интересам оборонной промышленности. А может быть, всё было не так. Совершенно точно другое. Сергей Сокол, от имени и по поручению губернатора, довёл до общественности договорённости, которых достигли Президент и губернатор во время встречи в закрытом режиме. Прежде всего Президент поддержал позицию Игоря Есиповского относительно БЦБК. Размыкание цикла не будет поддержано Федерацией, а обеспечить производство белёной целлюлозы, которая необходима «оборонке», можно и на других объектах.
«Поскольку собственники (компания «Континенталь Менеджмент» и Росимущество) не предпринимают внятных шагов по урегулированию ситуации, мы выступили с инициативой взять на себя контроль за БЦБК», – заявил Сергей Сокол. По его словам, в пятницу губернатор направил письмо в Росимущество с предложением передать пакет акций в управление правительству Иркутской области. Сергей Сокол заявил, что переговоры с собственником БЦБК будут проведены в самое короткое время, «к этому собственника подтолкнул Президент во время Госсовета». Президент также одобрил проект развития массового туризма на берегах Байкала.
Речь зашла и о судьбе ИВВАИУ. Не исключено, что на его базе будет размещён институт Гражданской авиации. По словам Сергея Сокола, тема возникла в оперативном порядке и обсуждалась в присутствии профильных министров, которые получили поручение её проработать. В случае успеха в Иркутске «появится ещё более серьёзное и крупное учебное заведение».
Наконец, выяснилось, что не зря город украсился рекламными щитами, напоминающими о грядущем 350-летии. Возможно, к юбилею Федерация выделит деньги на укрепление набережной Ангары и финансирование развязки нового иркутского моста. Кроме того, обсуждался вопрос о приведении в порядок взлётной полосы Иркутского аэропорта. На эти цели будет выделен 1 млрд. рублей.
В общем, настроение улучшилось. Жаль только, что цепочка, через которую информация доходит от первого лица до населения, становится всё длиннее, сложнее и тоньше. А ещё жаль, что «в живую» Президента я так и не увидела.