Портфолио для грудничков
У Владимира Воловикова редкая работа, он - фотограф в роддоме. Нет, сам процесс появления на свет он не снимает, его дело - торжественная выписка.
Мы привыкли к снимкам со свадеб, выпускных балов, даже с похорон, а вот практически с рождения - на то обычай накладывал табу: до месяца ни-ни... В каком-то смысле - Владимир для своих крошечных клиентов лицо историческое - ведь эти фотографии - первые в их жизни.
Для фотографа же такие съемки - из разряда тех, что доставляют наибольшее удовольствие. Как свадьба, например. Но там - если пара попалась хорошая. Дети же это практически всегда 100% приятных эмоций. От них энергетика особая. Даже не от детей, а, скорее, от родителей, бабушек-дедушек... Обычно заставить наших людей улыбнуться перед объективом - целая проблема. А в свете столь радужных обстоятельств не улыбнуться просто невозможно.
- То есть никаких табу?
- Нет, какая-то мера правил во всем этом присутствует. Для себя, например, я делю съемку на три этапа. Первый - это пеленание, самый колоритный. Когда ребенка (а все дети спят до последнего) начинают разворачивать, он просыпается, начинается крик, эмоции бьют через край. Только успевай ловить кадры. Карапуза кладут в специальную кроватку с решеточкой, и, бывает, попадаются такие любопытные крохи, которые начинают глазеть по сторонам, шарить ручками-ножками, прекрасные моменты для фотографа. Был как-то парнишка с просто поразительными глазами - огромными, ярко-голубыми. Не закрывал их ни на минуту. Обычно маленькие дети жмурятся, когда вспышка и подавно, а этот ни в какую. Его, когда пеленали, положили в эту кроватку, так мальчишка одной рукой схватился за решетку, и огромными глазищами уставился на меня. Кадр получился шикарный.
Ну, потом мама-папа, цветы-поцелуи. Приносят ребенка - начинается эмоциональный шквал у папы. Это второй этап - передача. Некоторые папы реагируют очень живописно. Сразу понятно, у кого ребенок второй-третий, кто уже закален пеленками, а кому курс молодого отца только предстоит. Такие собственного отпрыска держат, как полено. Для съемок малыша надо повернуть, чтобы лицо оказалось в кадре. Пытаешься папаше объяснить, что от него требуется, а тот от страха едва не приседает. Порой приходиться подходить к нему, поворачивать новорожденного "вручную" (у меня-то какой никакой опыт в этом есть - дочке уже полгода), дотрагиваешься до папы, а он дрожит. Достаточно часто папы плачут. А бабушки-дедушки - те рыдают обязательно.
Далее протокольно-торжественная съемка. Холодное шампанское, теплые слова. И третий, композиционно постановочный этап - те же и они же. Все родные, друзья и знакомые вместе и по очереди с младенцем. Тут забавно снимать восточные семьи. Если русские приходят человек шесть максимум, то эти заявляются едва ли не целым тейпом. Последний раз я снимал 25 или 28 человек. Чтобы поместить все семейство в кадр, пришлось просто запихать их (в самом деле, запихать) в комнату, а самому выйти, снимать из дверей. И, конечно, их отношения: как они между собой дружат, как они ребенка приветствуют - на порядок выше всех наших обычаев.
Есть еще один момент: перед пеленанием с родителями проводят шуточную беседу. Будет ли папа стирать пеленки, когда маму снова ждать "в гости", словом, всякие каверзы. Но это по желанию, за отдельную плату.
- А как же приметы, что до месяца ребенка даже показывать посторонним нельзя, не то что фотографировать?
- Насчет запретов - это все ерунда. Родители, если только позволяет бюджет, охотно фотографируют ребенка. Ведь в следующий раз пригласить профессионального фотографа к малышу можно будет, когда ребенку исполнится минимум полгода. А снять первые моменты жизни - это самый писк. Я и сам был одним из первых клиентов - сейчас с удовольствием разглядываю снимки.