Судьба связала немку с Сибирью
Впервые с Дорис Кноп из Германии сибиряки познакомились в 1997 году, когда она, по заказу немецкого Клуба старых машин организовав авторалли "Париж - Пекин", остановилась вместе с путешественниками в Иркутске. О ней с восторгом писали все газеты, показывали по телевидению.
47-летняя немка отправилась в дальний путь с полуторамесячным сынишкой на руках - так сложились обстоятельства в их фирме. Муж Сергей на видавшем виды УАЗике вез свое бесшабашное семейство по просторам Сибири, Монголии и Китая, как драгоценный хрусталь. Саввочка, несмотря на трудности бездорожья, кончавшееся в материнской груди молоко, только окреп, и в Пекине уже потребовал дополнительного питания.
В тот год с Дорой и Сергеем случилась история, продолжающаяся до сих пор.
Там, где речка Бирюса
ДОРА знала Сибирь не понаслышке. В 83-м возвращалась из Китая по Транссибирской магистрали. И в пути встретила немало иностранцев, недовольных поездкой по великому Транссибу. Она поняла: европейцы остались недовольны путешествием главным образом потому, что не владели никакой информацией о здешних местах. Вернувшись в родной Бремен, который очень напоминал Иркутск, Дора решила написать путеводитель по самой длинной в мире железной дороге. Специально к нам приезжала, изучала Транссиб, знакомилась со всеми городами и поселками, узнала, кажется, абсолютно все: где какая станция, где расположены гостиницы и туалеты, как работают привокзальные буфеты и больницы, плавная дорога или крутая проходит по маршруту следования - вплоть до расписания движения электричек и поездов дальнего следования!.. И 18 лет назад выпустила роскошную книгу - путеводитель по Сибири, выдержавшую несколько изданий.
И так Дора полюбила все русское, что в конце концов вышла замуж за безработного москвича Сергея Микешина. Вместе, уже в Бремене, организовали собственную фирму элитного туризма...
Так что перед тем как дать старт своим богатеньким и жадным до впечатлений туристам, сидевшим за рулями ретро-авто, Дора Кноп со своим Сергеем знали самые заповедные наши уголки.
Ночевать остановились на берегу Бирюсы.
- А рано утром, часов в пять-шесть, подъезжает к нам женщина на велосипеде и спрашивает: все ли у нас в порядке, - вспоминает Дора. - Говорит, что маленькие детки слышали, как старшие ночью рассказывали про каких-то иностранцев, которые у костра ели помидоры и огурцы с сосисками... Сережа, поняв, что речь идет про детский дом, сразу встрепенулся и выскочил из УАЗика.
Картина была ему знакомая: за ночь из палаток путешественников украли всю еду, шоколад, паспорта, визы.
Дору Кноп, как руководителя поездки, спасло лишь то, что документы воришки побросали в сторону реки: они лежали буквально в двадцати сантиметрах от воды!
Днем супруги купили 140 помидоров, 140 огурцов, 140 сосисок,140 шоколадок и отправились в Бирюсинский детский дом, где проживало 140 сирот.
Через полгода Сережа вновь поехал по делам в Китай через Иркутск, и Дора ему наказала: если ты не заедешь в Тайшет и не узнаешь, как у детей дела, я не успокоюсь до тех пор, пока не поеду туда сама. Он заехал, и, отчитываясь в Бремене перед женой, с трудом сдерживал слезы. И тогда они сразу стали думать, как заработать денег, чтобы в "их" детдоме было иначе.
Два года помогали из собственных сбережений. Как-то незаметно, само собой, к Бирюсинскому детдому прибавился приют в поселке Квиток и отделение отказных ребятишек в детской больнице Тайшета. Эти горячие точки превратились для Доры и Сергея в одну большую семью, от которой душа уже не позволяла отмахнуться.
Мюнхен, 31 декабря
Это было очень торжественное событие - регистрация Благотворительного общества друзей Сибири. Происходило оно накануне Нового года. И в Бремене, и в Москве про эпопею Доры все друзья уже знали и охотно ей помогали. Семеро состоятельных приятелей, собравшись вместе, официально закрепили за собой право помогать детям. Один друг сказал Доре: вот мой дом, разрешаю по субботам и воскресеньям им пользоваться. В ближайшие же выходные Кноп организовала выставку произведений знакомых художников, скульпторов и пригласила на вернисаж коллекционеров. За два дня комиссионные от продажи картин и скульптур составили восемь тысяч долларов. В Тайшете они, разумеется, пришлись кстати.
...Сейчас, завидев издалека высокую фигуру Дорис Кноп, детдомовские, распахнув ручонки и визжа от радости, летят навстречу: тетя Дора приехала!
История продолжается
В квитке про одного приютского парнишку знали: вот появится Дора, и Андрея от нее уже не оторвать. А уж если на кого она "положила глаз", тому точно повезет. Дора сама все сделает, чтоб повезло. Так и с Андреем получилось: усыновили-таки его в прошлом году! А в ноябре Дора стала его крестной матерью. Когда собирались в церковь, попросили: ну сними ты, Дора, свои джинсы, пожалуйста, будь человеком! Уважила. Хотя голубые стильные штаны давно уже стали неотъемлемым штрихом ее суперактивной натуры.
...Полтора месяца назад опять нагрянула в Иркутск. День провела на любимой тахте у известной писательницы Нэлли Матхановой. Отдышалась за корректурой рукописи обновленного путеводителя по Сибири все с той же студенткой на обложке: издатели просят не менять, оставив как символ молодой России. На другой день рванула в Тайшет проведывать своих, узнать, как с ремонтом, "построить" кого, если потребуется. Кое во что, конечно, вмешалась - не без этого. Настояла, чтобы новые родители, если появляются, не разделяли братьев и сестер. Заодно и порадовалась: Лена Куярова, которой из Бремена уже два года оплачивают учебу на юридическом факультете Иркутского госуниверситета, сейчас проходит практику в родном Тайшете. Ей, можно сказать, крупно повезло: школу закончила на "пятерки", мечтала учиться дальше. В Германии, зная об этом, мечту одобрили, заплатили нужную сумму долларов и за вуз, и за общежитие...
На вопрос, зачем ей нужны эти бесконечные хлопоты и заботы о чужих людях, Дора Кноп, посуровев, ответила:
- Каждый человек находит себя там, где ему подскажет Бог. Мне он указал на Тайшетский район. Значит, судьба.