Народная самозащита
Министерство внутренних дел предлагает воссоздать добровольные народные дружины и узаконить отряды самообороны. Соответствующие нововведения прописаны в законопроекте «Об участии граждан в охране общественного порядка».
По словам заместителя министра внутренних дел Николая Овчинникова, в случае принятия закона граждане смогут не только пополнить ряды народных дружин, но и объединиться для охраны порядка в «формирования общественной самодеятельности». С помощью этих объединений правоохранительные органы намерены бороться с уличной преступностью.
«Люди должны понимать, что, оказывая содействие и помощь милиции, они помогают общему делу борьбы с преступностью, – отметил замминистра в интервью «Российской газете». – Совместными усилиями можно сделать гораздо больше, чем в одиночку. Согласитесь, поставить милиционера на каждом углу невозможно, а вот побудить людей своевременно сообщать о подозрительных лицах, предметах хотя бы в своем подъезде, во дворе вполне реально. Поэтому мы рассчитываем, что дружинники смогут нам помочь предотвращать различные, в основном уличные происшествия… Чем больше дружинников, тем безопаснее на улицах».
При этом Овчинников напомнил о положительном, по его мнению, опыте работы дружинников в советское время: «Общественные пункты охраны порядка и добровольные народные дружины в свое время успешно работали и были не самым худшим изобретением советской власти. Спустя годы люди поняли, что даже пресловутое «общественное порицание» все-таки было мощным воспитательным средством.
По словам замминистра, фактически народные дружины сегодня действуют во многих регионах страны. «Всего на территории России более 34 тысяч общественных формирований правоохранительной направленности, в них числится более 363 тысяч человек, — сообщил Овчинников. — В том числе почти 46 тысяч человек в 872 казачьих дружинах».
Кроме того, законопроект предоставляет право гражданам объединяться для охраны порядка в «формирования общественной самодеятельности». «Это – группы граждан, создаваемые по локальному принципу для решения задач охраны общественного порядка по месту жительства, месту пребывания или месту нахождения своей собственности, — объясняет Овчинников. — На практике это выглядит примерно так. Вы регистрируете свою общественную организацию, вместе со старшим по подъезду составляете график дежурств, договариваетесь друг с другом, участковым уполномоченным, дружинниками, если надо — с подразделениями МЧС о системе оповещения и взаимодействии. Главное, чтобы вы сумели, обнаружив любую опасность, своевременно вызвать помощь».
Тем не менее, из пространного интервью Овчинникова так и не стало ясно, чем дружинники и участники «самодеятельных» отрядов будут отличаться от рядовых граждан. «Дружинник имеет право оказывать содействие милиционерам в задержании лиц, подозреваемых в совершении правонарушений, и в доставлении задержанных в орган внутренних дел для выяснения их личности и обстоятельств нарушения»… «Люди, дежурящие в рамках самодеятельного объединения в своем подъезде, например, могут своевременно вызвать милицию, оказать сопротивление преступникам, в том числе и вооруженное, в рамках необходимой самообороны, помочь сотрудникам милиции или дружинникам задержать нарушителя»… «Дружиннику будет дано право требовать от граждан и должностных лиц прекратить противоправные деяния»… Однако перечисленные Овчинниковым полномочия распространяются на всех граждан РФ. «В случае угрозы жизни, здоровья или собственности дружинники могут применять не только физическую силу, но и личное оружие самообороны. Например, газовые баллончики или травматические пистолеты», — объясняет Овчинников, но тут же сам вспоминает, что оружие самообороны разрешено в гражданском обороте для всех.
Пожалуй, единственное, что будет отличать дружинника от простых смертных – то, что невыполнение его законных требований будет караться штрафом. Соответствующую поправку предложено внести в Кодекс об административных правонарушениях. Но размер штрафов (от 500 до 1000 рублей) едва ли напугает уличных преступников и хулиганов.
«Появление народных дружин и отрядов самообороны не изменит ситуацию с уличной преступностью, — считает член комиссии Общественной палаты РФ по общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов и реформированием судебно-правовой системы Олег Зыков. – Этим должны заниматься правоохранительные органы, профессионалы, а не какие-то самодеятельные отряды. Единственный плюс, который я здесь вижу, заключается в том, что граждане смогут в форме таких объединений выразить свою гражданскую позицию, попытаться что-то изменить. Без активной позиции граждан невозможно формирование правового государства, гражданского общества. Но, еще раз подчеркну, к борьбе с преступностью это не имеет никакого отношения».
При этом член Общественной палаты категорически не согласен с Овчинниковым в плане оценки деятельности дружинников в советское время. «Советский опыт работы добровольных народных дружин я оцениваю абсолютно негативно. В этом не было совершенно никакого здравого смысла», — убежден он.
Напомним, среди авторов внесенного в Госдуму РФ законопроекта «Об участии граждан в охране общественного порядка» — глава комитета Госдумы по безопасности Владимир Васильев, его заместитель, ранее занимавший пост замгенпрокурора РФ Владимир Колесников, бывший первый замминистра внутренних дел, а ныне сенатор Александр Чекалин, экс-глава ГИБДД Владимир Федоров. В пояснительной записке к законопроекту авторы обращают внимание на то, что при его подготовке был учтен зарубежный опыт – США, Германии, Японии, Великобритании, Эстонии, Перу, Белоруссии.