Отозвалось печалью светлой
Вечер памяти Евгения Ячменёва в органном зале областной филармонии состоялся по инициативе человека, которого знает едва ли не вся художественная интеллигенция Иркутска.
Тамара Петровна Панова собрала вокруг библиотеки Иркутских электрических сетей, которой она неизменно руководит, считайте, почти полвека, неравнодушных читателей, умеющих ценить «и творчество, и чудотворство». В числе верных друзей невеликой в сущности библиотеки, одной из немногих ведомственных, уцелевших среди крушения всего и вся, был и Евгений Александрович.
На протяжении двадцати с лишним лет он постоянно встречался с читателями, был ведущим поэтических и музыкальных вечеров, организованных Пановой с привлечением лучших артистических сил областного центра. И где бы ни проходили эти встречи – в самой ли библиотеке, в одном из концертных залов или в доме-музее декабристов, – участие Е.А. Ячменёва заведомо гарантировало собравшимся высокий душевный настрой и по-домашнему семейную теплоту общения. Многообразие интересов, интеллект, эрудиция и какая-то брызжущая энергия этого солнечного по своей природе человека, которого трудно представить без обаятельной улыбки, располагали и словно магнитом притягивали к нему сердца людей.
«Человек для праздников» – такое впечатление производил неугомонный Женя Ячменёв на окружающих. На самом же деле он работал много и целеустремлённо. Просто всякое занятие, казалось, было ему в радость, касалось ли оно науки, проблем декабристского комплекса и проведения «Декабристских вечеров», воссоздания музыкального салона в гостиной Волконских и домашнего театра, благоустройства усадьбы Трубецких и… Перечень всего совершённого кажется невероятно огромным для одного человека. Но ещё больше было в замыслах и проектах, осуществление которых трагически прервал его внезапный уход.
Масштаб этой личности ещё при жизни был внятен и землякам, и потомкам декабристов, которые с изумлением и благодарностью лицезрели запечатлённую в каждой мелочи любовь к деяниям и подвигу своих далёких предков, причём не в столицах России, а в той самой «глубине сибирских руд».
Обо всём этом со светлой печалью говорила на вечере музыковед Софья Драбкина. С портрета на органе смотрел в переполненный зал улыбающийся Евгений Ячменёв и будто тоже слушал прекрасный концерт в его честь. Горели свечи, и белые хризантемы источали свой нежно-горький аромат. И звучала музыка. Русская – Глинки, Варламова, Рахманинова, Чайковского… Западная – Гуно, Пуччини, Моцарта, Верди. Современные отечественные классики Георгий Свиридов и Валерий Гаврилин, чьи произведения тоже способны разворошить и «перепахать» душу, вызвали у некоторых слушателей непрошенную влагу в глазах.
Исполнялись в большинстве своём те старинные романсы, арии и дуэты, которые пел для посетителей музейных вечеров сам Евгений Александрович. Он и на этой стезе был замечательно неподражаем и по-своему талантлив, заразительный жизнелюб с неистребимым чувством юмора и доброжелательством к людям. А на вечере его памяти за роялем поочерёдно сидели в роли аккомпаниаторов блистательный пианист, заслуженный артист России Борис Изаксон и концертмейстер Наталья Шляхова.
Под их сопровождение вдохновенно пели солисты Иркутской филармонии Майдар Аюуш, Татьяна Ларина и Марина Прыгунова, которая привлекла к активному участию в концерте своих студентов по вокальному классу – баритона Алексея Красильникова и тенора Евгения Нестерова. Они тоже доставили аудитории наслаждение своими голосами. Как всегда виртуозно, играл скрипач, заслуженный артист России Юрий Кузьмин.
Вечер завершился долгими благодарными аплодисментами исполнителям и вручением букетов цветов Тамаре Петровне Пановой, явно смущённой таким вниманием публики к своей скромной персоне. Она тут же переключила это внимание на профсоюзных деятелей и спонсоров «Иркутскэнерго», которые, отдадим им должное, всегда поддерживают начинания старейшего библиотекаря-энтузиаста.