РепринтЪ. Афган начинался в Кремле.
Полная правда о вводе советских войск в Афганистан еще не раскрыта
Что мы знаем об афганской войне кроме нескольких песен "Прощайте, горы..." и телекартинки выходящей танковой колонны с генералом Громовым на броне? 25 декабря 1979 года в 15.00 советские войска перешли границу Афганистана. Между тем Афган - это 500 тысяч наших солдат, прошедших через пекло боев, 49985 человек из которых получили ранения, 6669 остались инвалидами, 13833 воина погибли в боях, 312 бойцов пропали без вести, 18 были интернированы в другие страны мира. Таков итог оказания "братской интернациональной помощи" соседней стране в человеческом исчислении.
Необъявленная война, которая длилась 9 лет, 1 месяц и 19 дней, по сей день остается и неизвестной войной. Власти сделали все, чтобы правда о ней растворилась как дым и тихо ушла в историю.
Если сравнить, сколько известно о трехлетней Отечественной войне 1812 года и четырехлетней Великой Отечественной войне, то можно сказать - об Афгане мы не знаем почти ничего. Почему?
Только Косыгин не подписался
По мнению многих участников той войны, причина кроется в идеологических установках и взглядах как позднесоветской, так и постсоветской правящих элит. Престарелым советским лидерам не нужна была правда о войне, не принесшей им ни быстрых победных лавров, ни признания даже среди соратников по социализму, ни поддержки и одобрения собственного народа. Долгие годы об этой войне вообще строжайше запрещалось упоминать, пока летающие "черные тюльпаны" со скорбным "грузом 200" на бортах не сделали реальность слишком очевидной.
В пору крутых демократических перемен, когда, казалось, распахнулись двери самых тайных архивов, стало известно: решение о вводе войск в Афганистан было принято группой наиболее влиятельных членов Политбюро ЦК КПСС в составе Леонида Брежнева, Михаила Суслова, Юрия Андропова, Андрея Громыко, Дмитрия Устинова. Это решение было поддержано затем всеми членами Политбюро (на протоколе заседания нет только подписи А.Н. Косыгина), а позднее и Пленумом ЦК КПСС.
Как это ни парадоксально, но политикам новой российской волны оказалась присущей точно такая же позиция. Стремясь развенчать коммунистическую идеологию, они громко приписали афганскую войну к списку прегрешений тоталитарного строя, назвав поименно главных ее виновников и тем самым как бы посчитав свою миссию исполненной. Но за скобками остались анализ глубинных причин жестокого конфликта, историческая истина и самое главное - искалеченные души и судьбы тех сотен тысяч "шурави", прошедших через афганское пекло, кого холодная, расчетливая политика обрядила в малопонятный социальный статус "воинов-интернационалистов", который с крушением прежних идеалов стал звучать почти издевательски и осуждающе. За что, разве те солдаты и офицеры были сродни "диким гусям войны" из заморских "иностранных легионов"? Разве их, отправляя в бой, благословляли на подвиг и смерть не именем Родины? И разве кровь, пролитая ими в афганских горах, не была того же цвета, что у солдат Великой Отечественной?
Брежнев узнал о перевороте из газет?
В прошлые годы мне довелось много говорить с одним знакомым, сотрудником внешней разведки, который в свое время работал в Афганистане и имел отношение к событиям, закончившимся свержением в 1973 г. короля Захир Шаха и приходом к власти республиканского правительства М. Дауда.
"Иван Михайлович, - спрашивал я его, - чего вам не сиделось в дружественном королевском кругу с пикниками и экзотическими охотами, что вами двигало: романтизм, жажда подвигов и наград или "железная воля партии"?
Однозначного ответа не было. Мой знакомый, по-иному оценивавший все уже с позиций бессмысленной, разрушительной войны, грозившей и своей стране крахом, тем не менее полагал, что иного пути не было. Раздираемый межплеменными распрями полудикий Афганистан, говорил он, бурлил, и явственно вставал вопрос, куда он пойдет дальше - к цивилизации или станет оплотом крайне реакционного течения ислама, влияние которого стало проникать уже и в советские республики. Афганистан оказался также поприщем яростного противоборства двух сверхдержав: СССР поддерживал силы, звавшие, кто искренне, кто авантюрно, к социализму, спецслужбы США - исламских фундаменталистов во главе с Хекматиаром и Раббани, создававших в Пакистане сеть военных лагерей и баз подготовки моджахедов.
Наша справка
В Афганистане, где господствовали феодальные отношения, нищета, безграмотность и фанатическая религиозность, было 40 тысяч мечетей и около 300 тыс. мулл. Фактически именно они правили страной, проповедуя ислам в его самых консервативных формах.
1 января 1965 г. в Кабуле была образована народно-демократическая партия Афганистана во главе с Н. Тараки, вскоре расколовшаяся на "Хальк" (Тараки) и "Парчам" (Б. Кармаль). 27 апреля 1978 г. произошел военный переворот, известный как саурская революция. Дауд был убит, страну возглавили Тараки, Кармаль и Амин.
Кто подготовил этот переворот? Спецслужбы США сразу же объявили, что это дело рук Кремля. Советские источники парировали утверждением, что "Брежнев узнал о перевороте из сообщений прессы". Истины мы пока не знаем: из всех афганских архивов открыты лишь упомянутые протоколы заседаний Политбюро о вводе войск...
"Мы опередили американцев на два часа"
Существует мнение, будто русских втянули в войну в Афгане американцы, отомстив таким образом за поражение во Вьетнаме. Факты, однако, говорят о том, что они сами едва не втянулись в новую авантюру, и трудно сказать, как могли бы развернуться события, проморгай советская разведка эти приготовления.
После того как в Иране был свергнут правящий режим, державшийся последние годы на американских штыках, и шах Ирана бежал из страны, туда возвратился духовный лидер аятолла Хомейни, сразу же возглавивший новый политический курс. Америка была объявлена врагом N 1 и изгнана из Ирана, что называется, до последнего американца. Ирак считал США своим врагом еще со времени ирано-иракской войны. Фактически США лишались своего влияния в зоне Персидского залива, а самое главное - ближневосточной нефти, составлявшей основу их энергетики. Тогда взоры пристально обратились к Афганистану - ключевому звену в стратегически важном регионе. Но Афганистан явно уходил в объятия СССР. У спецслужб началась горячая пора...
Умело используя ошибки афганского руководства, попытки которого провести земельную реформу и устроить общественную жизнь по образу и подобию СССР терпели крах при полном непонимании социалистических идей племенами, оппозиция укрепляла свои ряды. Восстали пуштунские племена. Усилился поток беженцев в сопредельные страны. Началось вторжение бандформирований из Пакистана, заполыхала гражданская война, кульминацией которой стал антиправительственный мятеж 15 марта 1979 г. в Герате - третьем по величине городе Афганистана. Не видя иной возможности удержаться у власти, правители ДРА обратились с просьбой к СССР ввести войска.
Наша справка
Три дня, с 17 по 19 марта 1979 г., Политбюро ЦК КПСС обсуждало эту просьбу и пришло к выводу: оказать ДРА военно-техническую, материальную помощь, но войска не вводить. "Мы не можем пойти на такой риск", - сказал тогда Косыгин, которого поддержали Андропов и Громыко. Брежнев согласился. Но в последующие месяцы руководство ДРА еще 20 раз обращалось с такой просьбой.
В сентябре 1979 г. всю власть в стране сосредоточил в своих руках Амин, пользовавшийся поддержкой западных спецслужб. По его приказу Тараки был убит, началось физическое уничтожение просоветски настроенных политиков и военных, число жертв превысило 50 тысяч человек. Дальнейшее развитие ситуации не вызывало сомнений. Встала дилемма: либо потерять Афганистан, либо осуществить военное вмешательство. Оппозиция контролировала уже 92 процента территории, ее армия составляла 40 тысяч человек, началось демонстративное наращивание военной силы США в Персидском заливе и на острове Диего-Гарсия: авиация, флот, силы быстрого реагирования.
"Не вам учить Политбюро!"
8 декабря 1979 г. состоялось заседание "малого Политбюро". После долгих колебаний решили ввести в ДРА небольшой контингент - 75 - 80 тысяч человек. 10 декабря заседали еще раз, пригласив начальника Генштаба Николая Огаркова. Он выступил против ввода войск, заявив, что 75 тысяч задачи не решат. Маршал Устинов резко осадил его: "Вы что, будете учить Политбюро? Вам надлежит только выполнять приказания". 12 декабря 1979 г. Политбюро приняло окончательное решение о вводе, оформив его в виде секретного постановления ЦК КПСС N 176/125 "К положению в "А". Конец колебаниям положил план НАТО разместить в Европе ракеты средней дальности, способные поражать территорию Союза на большую глубину, одобренный на встрече в Брюсселе...
13 декабря оперативная группа во главе с генералом армии Сергеем Ахромеевым прибыла в Термез для организации развертывания. 25 декабря в 15.00 сухопутные части 40-й армии перешли госграницу. 27 декабря спецгруппы КГБ "Зенит", "Гром" и "мусульманский батальон" (об этом спецподразделении и его командире Василии Колеснике "РГ" подробно писала) штурмом взяли дворец Тадж-Бек. В ходе боя Амин был убит. В ночь на 28 декабря в Кабул вошла 108-я мотострелковая дивизия, взяв под контроль все важнейшие объекты столицы. Ею командовал генерал Юрий Шаталин, впоследствии командующий внутренними войсками МВД, начальником штаба был генерал Борис Громов, нынешний губернатор Московской области.
Из воспоминаний бывшего участника событий, ныне руководителя Ханты-Мансийской региональной организации Общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане Виктора Заболоцких:
- В 1979 году я служил на советско-иранской границе, как раз на стыке трех государств: СССР, Ирана и Афганистана. Когда после свержения шаха американцы ушли из Ирана, они оставили и секретную базу в горах. Фактически там был целый завод, работавший на мощную станцию слежения, которая позволяла прослушивать все телефонные переговоры на территории СССР от Урала до Дальнего Востока. Из радиоперехватов мы узнали, что готовился десант для высадки на территорию Афганистана, скоординированный с наступлением на Кабул сил оппозиции. Советские войска опередили эту операцию на 2 часа...
Первый бой с бен Ладеном
Среди участников афганской войны, осмысливающих прошлое с позиций нынешних реалий, все больше утверждается мнение, что ввод войск нельзя считать лишь ошибкой кучки членов Политбюро, а необходимостью, вызванной нарастанием угрозы терроризма на южных рубежах. Наша страна, говорят они, первой столкнулась с этим мировым злом, тогда еще не понятым во всей его глобальной опасности.
К таким выводам пришли и участники научно-практической конференции, проведенной по решению Российского оргкомитета "Победа" на базе и при активном участии Общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане. Вот мнения некоторых из участников конференции и войны в Афганистане.
Валентин Варенников, генерал армии, президент Российской ассоциации Героев, член оргкомитета "Победа":
- В Афганистане советские войска впервые столкнулись с отрядами международного терроризма, прикрывающимися знаменем ислама, и приняли на себя пробный удар его сил. Наш опыт борьбы с этим коварным, безжалостным врагом человечества помог американцам сравнительно легко разгромить талибов.
Андрей Чепурной, председатель ООО ИВА, кандидат юридических наук:
- В Афганистане мы впервые столкнулись с центрами подготовки террористов - такие базы были в Панджшере, Хосте, Герате, а также в Пакистане. Теперь мы знаем, что их финансировал бен Ладен. Как в наши дни дудаевско-масхадовская Чечня стала плацдармом для террористических атак на Россию, Афганистан стал угрожать безопасности СССР, и не только СССР. Тогда мы на все смотрели с позиций противоборства с США и еще не осознавали, что у тех и других будет общий враг, а война будущего - это когда ядерные средства окажутся в руках террористов. Наши солдаты первыми противостояли угрозе терроризма. Пора отрешиться от идеологических установок и признать правильным ввод войск в Афганистан.
Юрий Решетов, Чрезвычайный и Полномочный Посол, доктор юридических наук, профессор:
- Решение о вводе войск было принято при осознании, что угроза на южных рубежах страны приобрела характер особый и надо было ей противодействовать. На мой взгляд, следует обратиться к руководству страны, привлечь политические силы, СМИ с тем, чтобы пересмотреть оценки, утвердившиеся в последние годы.
Наши ветераны чужой войны
Как сражались в Афгане сыновья солдат Великой Отечественной? Героически - об этом говорят боевые награды: более 200 тысяч человек удостоились орденов и медалей, 71 воин стал Героем Советского Союза. Они сражались за Родину, за безопасность наших границ и граждан. Сегодня те, кто прошел Афган, сами нуждаются в помощи - в социальной и медицинской реабилитации, лечении, полноценном отдыхе, улучшении качества жизни. Особенно люди, получившие ранения и увечья, ставшие инвалидами. Обо всем этом шла речь на встрече Президента РФ Владимира Путина с инвалидами в Кремле. Андрей Чепурной доложил Президенту о комплексной программе, разработанной в Общественной организации инвалидов войны в Афганистане. Программа получила одобрение в Правительстве РФ, о чем сказала на встрече вице-премьер Валентина Матвиенко.
Чего ждут от власти участники афганской войны?
Чтобы эта война была признана как боевые действия в защиту Отечества, как вооруженная схватка с международными силами терроризма.
Чтобы все 500 тысяч человек, прошедшие через Афган, получили официальный статус защитников Отечества, приравненный к статусу участников Великой Отечественной войны.
Чтобы льготы участников боевых действий в Афганистане были приравнены к льготам ветеранов Великой Отечественной.
Чтобы была принята комплексная программа реабилитации инвалидов той войны и людей, получивших на ней ранения.
Эти меры не требуют от государства великих затрат. Но они очень важны для людей, покалеченных войной, потому что означают пусть небольшое, но улучшение их жизни. Они это заслужили.