18+

Артур Скальский

©  Вести

Страна Россия

1685

13.01.2000, 13:11

Что происходит с рублем

Сначала веселились, потом подсчитали и прослезились. Так можно представить себе ситуацию, складывающуюся в экономике в начале года, сразу после грандиозной политической рокировки. Непосредственно после того, как в законодательную власть страны прошла целая толпа новых "достойный людей".

Доллар - естественный измеритель политического и экономического здоровья - полез вверх, а естественный измеритель политического и экономического нездоровья - рубль - стал стремительно падать вниз. На единой торговой сессии (ЕТС) ММВБ в среду курс доллара вырос на 41 копейку по сравнению с результатом предыдущих утренних торгов и составил почти 29 рублей за доллар. Бессмысленно приводить дробные значения после целых, ведь в обменных пунктах, которые народу ближе, чем непонятные виртуальные процессы на бирже, доллар продается кое-где аж за 30 рублей. Вообще за неделю реально он подрос на три рубля, а это уже чревато паническими настроениями среди населения. Буквально за несколько дней потребительская корзина и кошельки бюджетников существенно отощали.

Дело попахивает мистикой. Никаких объективных причин резкого падения рубля вроде бы нет. Цены на российскую нефть по-прежнему высоки и продолжают расти. Прямо сегодня цена российской нефти Urals выросла на 4,5 процента до отметки $23,61 за баррель. Это на $1,02 выше значения цены той же нефти в понедельник. Экспортная нефть из России с доставкой в порты Западной Европы, по данным агентства Bloomberg Energy, стоит $23,31 за баррель - на $1,21 выше, чем в понедельник. Фьючерсные контракты на февраль также заключаются с превышением цен.

А ведь известно, что нефтяная отрасль - главный спонсор российской экономики. Причем в 1999 году нефтяникам везло фантастически. В течение прошлого года цены на нефть поднялись в 2,5 раза - с $10 до $25 за баррель. Россия смогла "наварить" на этом… два бюджета. Государство не только расплатилось с пенсионерами, покрыло задолжность по зарплате, успело повоевать в Чечне без видимого напряга со средствами - так, во всяком случае, было объявлено, но и спокойно расплатилось по текущим платежам МВФ. Что совершенно естественно, ведь кредит МВФ в бюджете составляет всего 40 процентов. Не дали очередной транш - переживем! Министерство по налогам и сборам (МНС) радостно отрапортовало, что с учетом поступлений в целевые бюджетные фонды оно перевыполнило на 108 миллиардов рублей годовое задание по сбору налогов, установленное законом о федеральном бюджете на 1999 год. А это лишние 4 миллиарда долларов!

Ситуация складывалась просто прекрасно и с экспортом второго по значению экспортного сырья. По данным Министерства торговли, объемы экспорта продукции черной металлургии России превзошли объемы экспорта в советские времена и превышают сейчас 7 миллиардов долларов. Металлургическая промышленность России сохраняет первое место в мире по экспорту стали: ее доля в мировом экспорте составляет 8-10 процентов. Рост ее экспорта опережает среднемировые показатели.

Обычно валютный рынок чутко реагирует на политические изменения. А об этих изменения все говорят только в превосходных степенях. Буквально в новогоднюю ночь ушел патриарх, который не столько работал, сколько занимал место президента. А вместо него пришел молодой решительный премьер, которому присваивают характеристики "ЧЕСТНЫЙ, РЕШИТЕЛЬНЫЙ, ОТВЕТСТВЕННЫЙ, ВЗВЕШЕННЫЙ". Его поддерживает церковь, его поддерживает народ, политики склоняют перед ним голову. Рублю бы только расти, но он как будто не слышит. И падает.

Экономисты уже отреагировали на эту ситуацию высоконаучными, но мало что проясняющими комментариями. Типичный пример - мнение популярного экономиста Александра Лившица. Ныне - представителя главы российского государства по связям с индустриально развитыми странами. Как всегда, он не склонен драматизировать события. "Ничего особенного не происходит, - сказал он в среду в интервью НТВ, - такая ситуация продлится еще, может быть, пару дней, после чего курс стабилизируется в районе от 28 до 29 рублей за доллар". Лившиц считает, что рост курса доллара обусловлен не в последнюю очередь сезонным фактором. Зимой экономика отдыхает, а доллар обычно растет. Спрос на доллар уже есть, а экспортная выручка еще не пришла. Избыток рублей Лившиц объясняет прежде всего тем, что Центральный банк вынужден платить внешний долг, постоянно наращивая резервы, а банкам некуда эти рубли вложить, кроме как в валюту. Все очень просто.

Впрочем, возможны и другие варианты объяснений. Есть мнение, что инфляция объясняется не только объективными причинами экономического характера, которые, конечно, имеют место, но и сознательной коллективной игрой влиятельных субъектов экономики. К ним относятся экспортеры и производители импортозамещающих товаров - им инфляция выгодна. К игре подключился ЦБ, который неоднократно провоцировал качание валютного курса. Расследование, в свое время инспирированное Ельциным, по делу пресловутого "черного вторника", так никуда и не привело и было забыто. Покупая и продавая валюту, ЦБ зарабатывает немалые средства, что вообще-то считается в мире недопустимым для Центральных банков. Кстати, он же и повысил интерес к доллару, потребовав стопроцентной продажи валютной выручки экспортеров. Пройдет эта мера или не пройдет - еще неизвестно. Неизвестно, как она вообще отразится на ситуации на валютном рынке, но игроки предпочли, пока есть возможности, все-таки запастись долларом. И в этом тумане не исключен и еще один вид целенаправленных действий. В марте пройдут выборы президента. И хотя выборы вообще-то уже выиграны, Кремль, видимо, предпочтет все-таки подстраховаться - с помощью инфляционного налога аккумулировать значительные средства, а в марте "устроить" экономический рост. Избиратель не только радостно проголосует за Путина, но и заплатит за президентскую кампанию. Кто-то ведь должен заплатить, не может же быть так, чтобы всем было выгодно.

Эксперты, к которым обратился за комментарием наш корреспондент Андрей Цунский, напрямую связывают резкое падение курса рубля с намерением правительства обязать экспортеров продавать 100 процентов валютной выручки.

Тимур Насреддинов, финансово-экономический аналитик Института Политических Исследований:

В качестве комментария могу лишь присовокупить к озвученным проектам решения об обязательной продаже экспортерами ста процентов валютной выручки, накопленный за праздничные дни спрос на доллары и продекларированное повышение пенсий, которое вызывает опасения тех специалистов, которые принимают решения в отдельных финансовых структурах. По-моему, три миллиарда надо выплачивать, а это сумма, которая может значительно повлиять на экономическую и финансовую ситуацию. Курс, как мне кажется, в ближайшее время будет вилять вокруг цифры 29.

Что касается решений, принимаемых по продаже валюты, то вряд ли можно ожидать их в ближайшее время. Пока это объявленная перспектива, но не надо забывать, что вчера же Христенко постарался смикшировать ситуацию и сказал, что раньше второго полугодия это положение введено не будет. В нашей кризисной ситуации прогнозировать что-то в финансовой области очень сложно, но, как кажется мне, такое решение принято не будет вообще.

Александр Шохин, депутат Государственной думы, бывший вице-премьер Правительства РФ:

Мне кажется, поскольку обязательная продажа касалась 75 процентов валютной выручки экспортеров, то с точки зрения мобилизации валютных ресурсов повышение этой цифры до ста процентов не является судьбоносным. А психологический эффект сказался на экспортерах, которые, не забудем, являются еще и крупнейшими импортерами. Если решение будет принято, то валюту правительству придется покупать у Цетнробанка, и тогда эта валюта станет дороже для правительства, что сведет на нет весь смысл. Проблема переходит в плоскость денежных средств, которые появляются у экспортеров, нужен какой-то инструмент для регулировки финансовых отношений. Если правительство заведет что-то вроде ГКО, оно сумеет мобилизовать рублевые ресурсы для закупки валюты, но готовности к этому ни у кого нет. Возникает тупиковая ситуация, которая если не ставит крест на всей затее, то требует по крайней мере публичного раскрытия и показа всех цепочек этого механизма, и я не исключаю постепенного перехода к новой "стопроцентной" практике в течение не менее полугодового периода.

Если ЦБ не сделает никаких заявлений о том, что введение - стратегическая задача, а не задача завтрашнего дня, и если не будет достигнуто предварительной договоренности с МВФ по этому вопросу (а новое назначение Михаила Касьянова - сигнал для МВФ), то курс будет расти, как я полагаю, примерно на рубль в две недели в течение предвыборных месяцев.

Артур Скальский

©  Вести

Страна Россия

1685

13.01.2000, 13:11

URL: https://m.babr24.news/?ADE=52196

bytes: 8679 / 8606

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Другие статьи и новости в рубрике "Страна" (Россия)