Новая военная доктрина России
Заместитель начальника Генштаба России генерал-полковник Валерий Манилов представил в пятницу основные положения проекта новой военной доктрины России.
Он заявил, что новая доктрина развивает основные положения военной доктрины, утвержденной президентом 2 ноября 1993 года, и конкретизирует установки (применительно к военной сфере) концепции национальной безопасности, утвержденной 10 января этого года и.о. президента Владимиром Путиным.
В проекте полностью сохранены условия, при которых ядерное оружие не применяется, условия, которые пять ядерных держав - Россия, США, Китай, Франция и Великобритания - подтвердили в ООН, сообщил Манилов.
Он процитировал политический раздел нового документа, в котором говорится, что Россия рассматривает все без исключения государства мира как своих партнеров. "И только те страны, которые действуют вне рамок устава ООН, вынашивают или реализуют агрессивные планы против России и ее союзников, естественно, не могут рассматриваться как ее партнеры", - отметил генерал.
Что же касается отличий от прежней военной доктрины, сообщил Манилов, то в новом проекте Россия "честно, прямо и жестко" заявляет, что считает себя вправе "применить ядерное оружие исключительно в случае агрессии против нее и ее союзников, когда никакими иными средствами предотвратить ликвидацию России как субъекта международных отношений не представляется возможным".
Из этого следует один вывод: Россия никогда не применит ядерное оружие, если против нее не будет предпринята агрессия, подчеркнул заместитель начальника Генштаба.
Отдельный раздел новой доктрины, по словам Манилова, посвящен развитию, углублению и совершенствованию международного военного и военно-технического сотрудничества.
Согласно документу, приоритетным для России являются прежде всего сотрудничество с Белоруссией как с союзником Москвы по Договору о создании Союзного государства. Кроме того, приоритеты распространяются на страны СНГ, а также на союзников и стратегических партнеров - Китай, Индию и другие страны.
Манилов подчеркнул, что Россия в равной мере заинтересована в развитии равноправного, взаимовыгодного и добрососедского сотрудничества в военной и военно-технической сфере. Вместе с тем она не приемлет сотрудничества неравноправного, невыгодного и ущемляющего ее достоинство либо национальные интересы.
Впервые в истории России, по словам Манилова, в новой военной доктрине речь идет о единой военной организации государства, в которую входят все силовые структуры.
В документе обобщены и систематизированы задачи и основные направления развития и совершенствования военной организации.
Кроме того, сказал Манилов, в доктрине впервые сформулированы и классифицированы конкретные военные угрозы России - внешние и внутренние. Это позволяет ставить перед военной организацией страны конкретные задачи, а также вырабатывать основные направления ее дальнейшего развития.
Как сообщил генерал Манилов, в ближайшее время разработка военной доктрины будет завершена, и она будет представлена на рассмотрение Совета Безопасности, а затем - на утверждение президента. Он выразил надежду, что Путин утвердит документ, "во всяком случае, до Дня защитника Отечества".
Между тем, ряд западных СМИ уже заявил в пятницу, что в новой военной доктрине России понижен порог применения ядерного оружия.
Как, например, отмечает BBC, и в проекте военной доктрины, и в концепции национальной безопасности, утвержденной Путиным, предусматривается применение ядерного оружия для отпора агрессии в случае, когда все прочие средства исчерпаны либо оказались неэффективными. В предыдущей же концепции 1997 года применение ядерного оружия предусматривалось только в случае угрозы самому существованию России. Таким образом, Москва фактически отошла от прежних позиций в вопросе использования ядерного оружия, считают некоторые наблюдатели на Западе.
Однако генерал Манилов не согласился с этим утверждением. Он дал понять, что так вопрос не стоит, хотя и признал, что в новом документе условия применения Россией ядерного оружия "прописываются и конкретизируются более четко".
"Принципы применения ядерного оружия остались неизменными. В доктрине однозначно зафиксирован общепринятый подход к ядерному оружию, как к средству сдерживания", - сказал Манилов.
"Москва заинтересована в развитии сотрудничества с Западом", - подчеркнул заместитель начальника Генштаба. Однако сотрудничество должно быть "равноправным, взаимовыгодным и добрососедским", уточнил он.