Как стать ведущим
Из ста претендентов ди-джеями становятся один-два.
Слушать радио любят многие, звуки знакомых мелодий и нежное бормотание ведущих успокаивают, вселяют бодрость. В Иркутске ведут свое вещание около 15-ти станций - от всенародно популярного «Русского радио» до скромного, на ценителя, «Ретро». Однако следует особо отметить, что почти все они - столичные, из местных развлекательных осталась только «Волна Байкала». Другие (когда-то их было немало) исчезли по причине финансового краха. Тем временем стремление иркутян попробовать себя в качестве звезд радиоэфира - велико и неиссякаемо. О том, как «сказку сделать былью», и вообще о «кухне» радио - рассказывает Вячеслав Ширяев, программный директор «Волны».
- Вячеслав, какие требования вы предъявляете к ди-джеям?
- Прежде всего на радио не просто ди-джеи, как некоторые считают, а ведущие, поэтому требования к ним - высокие. Трудно сказать, кого именно мы ждем. Необходимость в кадрах периодически возникает, но из ста претендентов подходят один-два. Основные критерии - голос и коммуникабельность, то есть приятные интонации и умение общаться, причем чаще в «пустоту», посылая реплики не кому-то конкретно, а абстрактной аудитории. Мы стараемся брать людей не с улицы, а тех, у кого уже есть опыт.
- А высшее образование обязательно?
- Очень желательно. Специальности ведущего коммерческого радио нет, но радиожурналистика в вузах преподается. Человек должен быть грамотным, по крайней мере, в целом: не употреблять чудесных глаголов типа «ложить», уметь расставлять правильно ударения. Обязательно - обаятельным, со своей «фишкой», чтобы слушатели его узнавали, выделяли. Со здоровым, неиспорченным чувством юмора, с быстрой реакцией и готовностью к постоянным экспромтам. Неплохим знатоком современной музыки, знанием исполнителей и направлений - в общем, много всего. Не на последнем месте и техническая подкованность, пусть сейчас установлены компьютеры и почти нет сложного радиооборудования. Есть люди, категорически не способные освоить даже простую аппаратуру. Нужны личности, индивидуумы. Кстати, если поинтересоваться, как попали к нам нынешние работники вещания, то можно заметить одну вещь - незапланированность: практически всех кто-то привел, кто-то посоветовал.
- Есть ли какие-то курсы для ведущих?
- У нас возникала мысль организовать в Иркутске школу ведущих, но, наверное, пока мы сами к этому не готовы. Чем больше здесь работаешь, тем больше понимаешь, что еще многого не знаешь, что надо еще учиться. К примеру, я был в Москве, в гостях у «Нашего радио» и беседовал с Михаилом Козыревым, директором, - вот это настоящий монстр, в хорошем смысле слова. Суперпрофессионал, фанатик своего дела. Он научил нас, в частности, принципу работы по плэй-листу, как это делают московские радиостанции.
Голос - визитная карточка
Поясню: плэй-лист - это план, составляемый главным редактором для каждого ведущего на каждый час. Он включает в себя песни, которые должны прозвучать, новости, передачи, рекламу - все расписано до последней секунды, и ведущий вправе вносить лишь мелкие коррективы. Поэтому не надо думать, что, придя на радио, вы станете творить все, что вздумается, поражая окружающих буйной фантазией - место для творчества здесь ограничено. То, что вам лично нравится в музыке, никого не волнует - как бы ни тошнило вас от Орбакайте - если она в листе - придется ставить. Само понятие формата значительно ограничивает сферу действия ведущего, и с ним тяжело смиряются люди яркие и амбициозные. Конечно, определенный простор есть, можно придумать и внедрить собственную программу, но она тоже обязана соответствовать стилю станции. Например, у известной иркутской ведущей Маргариты Берг была некогда довольно откровенная, эротическая программа - они со слушателями обсуждали животрепещущие вопросы интимных отношений. Увы, все пришлось прикрыть - слишком вызывающе. Труд на радио вообще отличается некоторым однообразием, поэтому желающим сюда попасть стоит призадуматься - а зачем, собственно? Больших денег не заработаешь, так что материальный мотив отбросим сразу, остается просто симпатия к этой работе и тщеславное «чтоб меня все услышали». Как правило, это работа не основная, а дополнительная, да и возрастной ценз играет роль - ну где вы видели ди-джея старше 30-35 лет? Визитная карточка на радио - голос, и этот природный дар поддается небольшой шлифовке - существуют курсы, на которых его «ставят» при помощи специальных упражнений. Картавым, шепелявым, с плохой дикцией - лучше не обращаться.
Радио как смысл жизни
За 10 лет через «Волну Байкала» прошло много людей, теперь их штат составляет порядка 30-ти человек, из них 16 ведущих. Появилось огромное количество передач и конкурсов.
Четверг, утро. За пультом одна из «волнобайкальцев» - Олеся, ей 22 года. В эфир ее пустили не сразу, не подошел голос, некоторое время трудилась «за кадром». Она проводит тест со слушателем, тема - «устойчивость к стрессовым ситуациям», народ это любит, звонков много. Потом игра «Детектив» - она дает задание вычислить преступника, перевозившего контрабанду, отгадка - в песне.
- Обожаю общаться с нашими слушателями, - улыбается она, - они такие энтузиасты. Бывают, конечно, неприятные ситуации - грубияны звонят или поклонники навязчивые, в кавалеры напрашиваются. Есть и тугодумы - игра давно закончилась, а они ответ через час говорят. А так у нас аудитория добрая, подарки делают, чего только ни приносили - огурцы, конфеты. Раньше была такая игра «Возьмись за руки» - нужно было приехать вечером к студии и взяться за руки - чья шеренга длиннее, тот и победил. Смотришь - а там тысячи ребят стоят, очень трогательно. О радио я мечтала с самого детства, и сейчас считаю, что обрела смысл жизни.
Стены студии завешаны фотографиями эстрадных знаменитостей, когда-либо украшавших «Волну» своим появлением.
- Да, на звезд мы насмотрелись. Но надо сказать, что разочарования в них мы не испытывали, напротив, удивляет их простота. Покровский из «Ногу свело» мне все глазки строил, подмигивал. Новиков начал во время интервью матерки отпускать; Лагутенко интересовался, можно ли в Ангаре купаться - он и в жизни такой же загадочный, как в своих песнях.
В практике любого ведущего бывали забавные случаи. Помимо явных плюсов, у прямого эфира свои недостатки - отсутствие фильтрации, и порой от зрителей исходят такие «прелести». Правда, есть такая штучка - фэйдер, которая мгновенно вырубает шалуна. Иногда в прямой эфир «прорываются» знакомые - однажды заботливая мать одной ведущей позвонила ей, и, не понимая, что ее слышит весь город, стала спрашивать у дочери, погуляла ли та с собакой. Вадим Белинский как-то рассказывал, что его ударило током от установки, и он потерял сознание, а на его коллегу свалилась целая коробка с дисками. Вячеслав Ширяев часто вспоминает один эпизод:
- Мы ехали с Белинским в такси, и шофер нас узнал по голосам. «Вы, - говорит, - наверное, пьете перед эфиром. Нет? Тогда нюхаете что-то. Нет? Колетесь. Нет? Блин, это ж надо же тогда - с раннего утра так гнать!»
- И не устаете от этого - от несерьезности, от малолеток?
- Нет. Меня на радио абсолютно ничто не раздражает. Садясь за пульт, я забываю обо всех своих проблемах. Нас обвиняют в развязности, мол, несут ересь какую-то. На самом деле у нас такая функция - развлекать народ, поднимать ему настроение - пусть он отвлечется от взрывов и войны хоть на чуть-чуть. А насчет малолеток - среди них масса интересных и очень неглупых, одно удовольствие поговорить. Но мы ориентируемся на аудиторию всех возрастов - от 9-летних до стариков.
- Какие у вас планы?
- Имеются новые проекты и программы, про автомобили, в частности. Будем в определенное время переходить на автоматический режим работы, без ведущих. Это будет только на пару часов в день - опыт доказывает, что интереснее все-таки слышать живые голоса и живых людей.