Крымские археологи ищут следы пребывания на полуострове мифического Одиссея
Античная амфора, в которой греки везли вино, верхушка большого пифоса для зерна, изящные ритоны для дорогих масел. Груз кораблей, пролежавших на дне Черного моря больше двух тысяч лет. Александр Фролов, учитель истории в школе Артека, говорит, что поднял эти реликвии случайно.
Море отдает свои трофеи, когда захочет, без всякой системы - керамика с античных галер может лежать вперемешку с грузом средневековых фрегатов. Есть в подводном Крыму участки, где дно сплошь усеяно обломками кораблей. Вместе с товарищами Фролов обнаружил такое место возле скал-близнецов Адаллар в Гурзуфской бухте.
Александр Фролов: "Это были, очевидно, первые греческие корабли, которые проходили вдоль побережья и встречали здесь серьезные опасности".
Количество морских катастроф в районе Адаллар было настолько велико, что это "гиблое место" не могло не прославиться в античном мире. Фролов считает, что именно об этих блуждающих скалах-близнецах писал Гомер в "Одиссее": "Прежде увидишь стоящие в море утесы. Все корабли, к тем скалам подходившие, гибли с пловцами". Местные моряки и сегодня считают этот район достаточно опасным для судоходства - здесь непредсказуемое течение, невидимые подводные рифы.
Путешествие по ненастному Черному морю вдоль крымского берега было для иноземных мореходов сущим кошмаром. Внезапно на пути возникали блуждающие скалы, корабль попадал в водоворот, и коварные подводные течения увлекали его прямо на рифы.
Впереди были скалы, где, по преданию, обитали мифические чудовища Скилла и Харибда. При полном штиле между этими скалами могла пройти гребная галера. Вернувшись домой, уцелевшие моряки наверняка рассказывали страшные истории о чужих негостеприимных берегах и морских монстрах.
Александр Фролов: "Многие исследователи, создавая героический образ Одиссея как героя Троянской войны, царя Итаки, все-таки заблудили его в Средиземном море, во что я не верю. Но заблудиться, естественно, можно в Черном море".
Именно после разгрома Трои и уничтожения троянского флота для ахейцев открылся путь в Черное море через пролив Дарданеллы. Александр Фролов считает, что "Одиссея" Гомера - это первая литературная лоция Черного моря. Продолжая подводные исследования, он надеется со временем обнаружить материальные свидетельства гибели галеры Одиссея у крымского побережья.