Бывшая учительница пробуждает коллективное сознание
Очередная новинка из области "религиозных технологий" – культ "Анастасия" – медленно, но верно прокладывает себе дорогу в Иркутске, используя для этого органы образования и власти.
Культ прекрасной дамы
Владимир Мегре, автор книжек про лесную чудо-красавицу со сверхъестественными способностями Анастасию, не замедлил обратить популярность своей беллетристики в материальные блага: как говорится, хочешь денег – создай религию. Краткое содержание позволяло: винегрет из банальных рассуждений о высоком, выписки из книжек по оккультизму, безудержные эротические фантазии. ПМЖ Анастасии – сибирская тайга, откуда она посредством невидимого луча корректирует ход мировых событий, а с помощью "звенящего" кедра подключается к информационной базе Вселенной. Цель Анастасии – объяснить миру пагубность технократической цивилизации... И так далее и тому подобное.
Отдельные сограждане искренне поверили в существование прекрасной дамы. И лихое фэнтези отечественного производства послужило поводом к объединению в кружки по интересам, получившие кое-где статус общественных организаций.
Анастасийцы отказываются назвать свое увлечение культом и внедряют в жизнь общественно полезную идею родопоселений, объединенных в "экологические деревни". Движение родопоселений добивается издания закона о бесплатном выделении каждой семье одного гектара земли в пожизненное пользование без права продажи.
Отцы и мамки анастасийства делают бизнес на книжках, экскурсиях по "святым местам", на кедровом масле, шишках, "заряженных" кусочках древесины – амулетах.
"Возрождение добрых традиций..."
Впервые деятельностью анастасийцев в Иркутске озаботилась часть иркутского казачества. Их бы не замечали и далее, поскольку ведут они себя тихо. Но ближе к осени атаман Иркутского казачьего войска, советник губернатора по вопросам казачества Шахов принял на работу, на первый этаж областной администрации, некую учительницу Елену Александровну. С тем чтоб она, имея большой педагогический стаж, занималась организацией кадетского образования по Иркутской области.
Но казакам стало известно, что учительница будто бы принадлежит к какой-то подозрительной организации религиозного толка. Казаки затребовали в Комитете по связям с общественностью и национальным отношениям аппарата губернатора справочку о таинственных анастасийцах. И получили документ вкратце следующего содержания: "Анастасия" характеризуется как деструктивный коммерческий культ, относящийся к оккультному движению "Нью Эйдж", к которому относятся также культ Виссариона, "Белое Братство", "Радастея", "Аум Сенрике", "Гербалайф", "Сотинананда" и другие. Кое-кто даже в ФСБ поинтересовался, что за культ такой. Но плотно им не занимались, поскольку темных делишек в силу сугубой молодости культа за анастасийцами не числится.
Российский закон о свободе совести и вероисповедания еще никто не отменял. И нам не было бы никакого дела до Елены Александровны, если бы не столкнулись с другой стороной деятельности бывшей учительницы одной из новоленинских школ. Оказалось, что Елена Александровна занималась бурной образовательной деятельностью, в том числе и под крышей Иркутского общественного фонда землеустроителей "Планета жизни", который создали поклонники Анастасии: она является руководителем просветительского центра "Земляне", входящего в этот самый фонд.
Одним из видов деятельности местных "землеустроителей" (кроме основной идеи родопоселений) является как раз просвещение. Оно наряду с "возрождением добрых народных традиций", "развитием духа общинности" и т.п. включает "разработку программ развития и реализации новых методик воспитания и реабилитации молодого поколения".
Кстати, многообещающую программу во всех подробностях можно узнать из рекламы на последних страницах книги Елены Александровны, подготовленной как пособие к культурно-просветительской программе для детей и молодежи "Гражданская культура" под вывеской того же фонда.
Лично Елена Александровна считает, что нет оснований подвергать сомнению деятельность фонда как общественной организации:
– Фонд "Планета жизни" люди называют сектой, так пусть они предъявят доказательства, что это секта. "Планета жизни" – некоммерческая общественная организация, сотрудничает с "Педагогической лигой", с фондом "Возрождение земли сибирской". Председатель фонда по вопросу родопоселений тесно работает с областной администрацией, и вопрос находится в стадии решения.
– Себя вы к этому движению относите? Примкнули по идейным соображениям?
– Я не знаю, что вы подразумеваете. Я читала книги, приняла информацию – и не больше. Это скорее они примкнули к нам, к "Педагогической лиге". Мы сотрудничаем со всеми организациями, которые прогрессивны. Они вышли на нас. Мы выводим их в свет, в люди...
– Но, например, в той же областной администрации анастасийцам дают совершенно определенную характеристику.
– Есть один такой товарищ, который выдал справку о том, что это культ. Мы показывали ее умным людям. Они сказали: если у вас такие специалисты работают в администрации, о чем вообще можно говорить?
– Но вы руководитель просветительского центра при фонде?
– У нас много программ. И ничего в них сектантского нет. Работали в школах, в совхозтехникуме. Имеем много благодарностей. Есть у меня авторская программа "Гражданская культура". Она была утверждена в ноябре 2001 года экспертным советом ГлавУНО и рекомендована к использованию. К ней мною написана книга "Кто я? Кто мы?" – в рамках игровых программ.
– Вы получаете лицензию на свою деятельность?
– Игровые технологии не нуждаются в лицензировании. Это не образовательная, а досуговая деятельность.
"Рождение разума"
Труды Елены Александровны заинтересовали нас не на шутку. Как по содержанию, так и потому, что в ГлавУНО мы не нашли подтверждения словам Елены Александровны об одобрении ее программы "Гражданская культура".
– Нет, не знаю такой программы. Но книга "Кто я? Кто мы?" была. Она не одобрена, – ответила секретарь экспертного совета ГлавУНО Маргарита Николаевна. И охотно предоставила рецензию, написанную специалистами института усовершенствования учителей, в том числе профессором Дзятковской. Книга, собственно, заявлена как составная часть программы, и значит, на ее основе правомерно делать хотя бы приблизительные выводы об этом "образовательном продукте" в целом.
"Судя по умозаключениям автора, что "сегодня происходит то, чего Земля ждала и готовилась миллионы лет – рождение Разума!", что "вся современная психотерапия представлена в двух заветах Иисуса", что "человек... испускает вредное вещество – флюиды", что "паразиты сознания поддерживают сон человека, ослабляя его защитные силы" и так до бесконечности – автор сам себе научная школа и методологическая база...
Некоторые "технологический игры" вызвали у рецензентов полное недоумение. Так же, как и "соседствующие высокопарные рассуждения автора о культуре и откровенное ее отсутствие в отдельных использованных примерах". Кроме того, "автор представляет себя как мастера здоровьетворения. Однако некоторые его советы удивляют устаревшими сведениями или некомпетентностью в области здоровьетворения".
На фоне этих и многих других примеров обильно сдобренная орфографическими, стилистическими, пунктуационными и техническими ошибками работа Елены Александровны заслужила однозначную оценку: "Хочется верить, что без соответствующей доработки и редактирования пособие не дойдет до адресата".
В рамках же игровых технологий летом 2002 года Еленой Александровной был устроен лагерь в Тункинской долине. На отдых в нем малообеспеченных детей была даже получена некоторая сумма денег от компании "Новый город". Правда, малообеспеченных не было, Елена Яковлева сослалась, что деньги были выделены только к третьему сезону. Но "Новый город" за благотворительность отчета и не требовал, единственное условие – чтоб информация о лагере прошла в СМИ. Но, как сказала помощница депутата по благотворительным делам Битарова, ни в газетах, ни на телевидении ничего так и не появилось:
– Мы попросили ее больше нам не звонить.
Лагерь прошел под вывеской круглогодичной культурно-образовательной программы "Байкальский Артек" все от того же общественного фонда "Планета жизни". В "Байкальском Артеке" есть вещи не менее загадочные, чем в книге: что такое, например, "школа инструкторов духовного здоровья, массовых шоу и народных праздников"? В программе же самого лагеря, где пятнадцать дней стоили родителям три с лишним тысячи рублей, прописан, например, такой маловразумительный пунктик: "Пробуждение коллективного сознания". Все планы по лагерю были утверждены и подписаны председателем фонда "Планета жизни" Сальниковым.
Начальник отдела общего образования ГлавУНО Валентина Бужегеева так оценила программу лагеря:
– Коктейль из всего, на что клюет потребитель, то есть родитель в данном случае. Родителям нужно быть осторожными во всем и не очень доверять общественным организациям. Желательно читать программы, в трудных случаях обращаться к специалистам.
– Все это заявлено как игровые программы, которые не нуждаются в лицензировании. Действительно ли на игровую деятельность не нужна лицензия?
– Любой должен получить лицензию. Диплом учителя говорит о том, что человек может заниматься образовательной деятельностью. Если учитель работает с детьми не по традиционным программам, то любое пособие, учебное или методическое, должно пройти экспертизу. То, что содержит игры, нуждается в лицензировании – ведь главное, как игра будет прокомментирована.
Религиозная анонимка
– Мы категорически не являемся религиозной организацией, – заявляют о себе иркутские анастасийцы. Они пришли навестить редакцию после того, как стало известно, что мы интересуемся деятельностью Елены Александровны, а следовательно, фонда тоже.
Но сравнивают себя с толкиенистами, которые так же "разукрашивают свою жизнь", правда, используя при этом несколько странные для активистов-общественников обороты:
– Поверить в Анастасию тяжело, а не поверить еще тяжелее. Здесь есть ответы на все вопросы.
По мнению компетентных людей, религиозная анонимность сегодня – одна из серьезнейших проблем.
Отец Вячеслав (Пляскин), настоятель Сибирской лютеранской церкви на территории Иркутской области, директор Прибайкальской евангелическо-лютеранской миссии:
– В данном случае у человека нет свободы выбора. Ведь ее условие – достаточный объем информации. Такие организации любят называться общественными, так как не желают, чтобы им ограничили работу с детьми. Сразу же в голову приходит около десятка подобных общественных объединений в области, которые активно стремятся в образование. "Роза Крин" (после двух судебных процессов в Иркутске они обосновались на севере области), "Радастея", "Шри Чин Мой", порфирьевцы, "Саибаба", "фиолетовые", "Брахма Кумарис", "Искусство жизни".
Алексей Мишин, завсектором по религиозным вопросам (областная администрация):
– Если в школу приходит священник, то и дети, и родители знают, что речь пойдет о религиозной картине мира. А если придет такая вот общественная организация, то кто может дать ясное определение тому, о чем они будут говорить. Хотя они говорят о том же самом.
– Почему возможна анонимность? Есть ли критерии, позволяющие четко определить религиозную организацию?
Алексей Мишин:
– У нас, к сожалению, четко не определено, что есть религиозная организация. По моему мнению, анастасийцы имеют ее признаки. Разве общественная организация может продавать амулеты и обереги? Иногда, если у Минюста возникают сомнения насчет какой-либо организации, собирается экспертный совет, дающий заключение о ее направленности. Так было с сахаджа-йогой в Братске.
Отец Вячеслав:
– Государство не имеет таких критериев (и мы будем выносить этот вопрос на депутатское рассмотрение). Но церкви дано право определять. По церковным признакам, без двусмысленностей, поклонение Анастасии – это культ.
– Они взаимодействуют с другими общественными организациями, в частности с "Педагогической лигой"...
Алексей Мишин:
– "Педагогическая лига" когда-то продвигала учебники, изданные церковью Муна. Там люди разные, интересуются они разными...
Любопытно, что говорят сами представители "Планеты жизни" о сотрудничестве с Еленой Александровной и "Педлигой" (попросив при этом не упоминать в статье их фонд):
– Книга вышла под нашей эгидой. Деятельность Елены Александровны не имеет отношения к идеям Анастасии. Промашка фонда, что выходят такие книги. Некоторые из нас тяготеют к ее методам, председатель работает с ней. Она вообще из "Педагогической лиги". Там многие люди читают книги об Анастасии, разделяют наши идеи...
Фонд и учительница всячески открещиваются друг от друга. Однако еще полгода назад Елена Александровна проповедовала главную идею анастасийцев – создание родопоселений. С ней она постучалась в кабинет начальника гарнизонного Дома офицеров Сергея Димова:
– Она пришла с идеей родопоселений. Представилась от инициативной группы. Я ее отправил к казакам.
...Странный альянс православного казачества и бывшей учительницы продолжается. Так же, как и тихая, но все более активная деятельность анастасийцев. Самое печальное, что никто не знает, что будет с ними дальше.
Отец Вячеслав:
– У них все тщательно скрывается – иерархия, лидеры. Могут они остаться на уровне кружков. Но у Анастасии ведь сын растет...