Грандиозное клонированное надувательство
Скандал вокруг сообщения о клонировании первого ребенка войдет в учебники как пример образцовой пиар-компании.
Новость о рождении в лабораториях компании ClonAid первого клонированного ребенка появилась на следующий день после Рождества – 26 декабря 2002 года. Время для поистине потрясающей новости было выбрано как нельзя более удачно: в дни каникул, когда политическая жизнь замирает, весть о рождении маленькой Евы стала главной темой мировых информационных агентств. А грамотно разыгранный в последующие дни скандал привлек к ClonAid и ее основателям – уфологической секте раэлитов – огромное общественное внимание. Что, по-видимому, и было главной целью сектантов и их лидера – пророка Раэля, проповедующего скорое пришествие инопланетян. В целом история с «рождественским клонированием», затеянная ClonAid, еще раз наглядно подтвердила: в мире медиократии грамотно проведенная рекламная кампания всегда достигает цели – просто эта цель может быть совсем иной, чем было объявлено. В этом раэлиты – большие профессионалы.
Логика безумия
История секты начинается 13 декабря 1973 года, когда главный редактор спортивного автомобильного журнала Auto Pop Клод Ворийон вступил в контакт с инопланетянами. Пришельцы сообщили Ворийону, что он избран посредником между ними и землянами, чтобы донести до жителей Земли истину о происхождении и будущем человечества. Ворийон был отправлен в летающей тарелке на планету пришельцев, где изучал подлинную историю человечества, получил имя Раэль, а затем вернулся на Землю, чтобы поведать людям истину об их прошлом и будущем.
Раэлиты – отнюдь не единственная, но самая многочисленная и успешная уфологическая секта. По словам самого Ворийона, у него больше 50 тысяч последователей. Независимые эксперты полагают, что эта цифра преувеличена примерно вдвое, но даже и в этом случае массовость движения производит сильное впечатление. Раэлиты особенно многочисленны в канадском Квебеке (здесь находится и штаб-квартира пророка), а также во Франции, Швейцарии и Японии. Интерес раэлитов к клонированию становится понятен, если вникнуть в некоторые их идеи. Один из главных догматов секты – учение о том, что жизнь на Земле создана в лабораториях пришельцев, у которых генная инженерия достигла невиданных высот. Пришельцев зовут элохим, и историю сотворения жизни довольно верно описывает Библия, в которой, правда, слово «элохим», означающее на языке пришельцев «те, кто спустился с небес», неправильно переведено как «Бог». Впрочем, не только Библия, но и священные писания всех религий созданы пришельцами и содержат полную и верную информацию о прошлом и будущем человечества – стоит лишь правильно их прочесть. Будда, Моисей, Иисус и Мохаммад были, разумеется, пророками пришельцев, а пророк Раэль – последний в их ряду. Ясно, что традиционные религии всего лишь узурпировали священное знание, а их священнослужители – недобросовестные шарлатаны, скрывающие от человечества истину.
Цель человечества – личное бессмертие и построение совершенного общества. Бессмертие человека может быть достигнуто в результате «исследований ДНК» (в первоначальном лексиконе раэлитов еще не было слова «клонирование»), а будущее совершенное государство раэлитов обладает всеми чертами тоталитарного общества. Его устройство Раэль называет гениократией («властью гениев»): элитой общества смогут стать только те, «чей уровень интеллекта на 50% превышает средний». Определять этот уровень, понятно, будут пришельцы, которые вернутся на Землю около 2035 года и возглавят будущее государство. Генетические исследования и должны послужить цели создания «высшей расы» образцовых граждан.
В этой безумной модели принципиально важно следующее: у клонирования человека впервые появилось системное этическое обоснование. Напомним, что до сих пор важнейшим соображением против репродуктивного клонирования остается именно этический аргумент, неважно, какое у него происхождение – религиозное (создание новой человеческой жизни не должно быть делом рук человеческих) или медицинское (опасения генетических патологий). Идеология же раэлитов не только не осуждает клонирование, но и прямо предписывает его. Можно себе представить, с каким восторгом раэлиты встретили в свое время сообщения о первых успехах клонирования животных. Интересно, что заявление Ворийона о том, что у него якобы есть «техническая возможность» клонировать человека, было сделано 9 марта 1997 года – то есть уже через несколько дней после того, как шотландские ученые впервые сообщили о зачатии клонированной овечки Долли. Ворийон же объявил ни много ни мало о создании компании (впоследствии названной ClonAid), которая готова клонировать человека за 200 тыс. долларов, а за 50 тысяч готова «неопределенно долго» хранить клетку, которая может быть клонирована «в случае внезапной смерти» клиента.
История успеха
Характерна судьба и этого, и других заявлений Ворийона: сначала их встречают иронически, однако потом они как-то приживаются в общественном сознании и начинают восприниматься как нечто заслуживающее по крайней мере серьезного изучения. История секты раэлитов вообще демонстрирует чрезвычайно грамотное обращение с массмедиа. Профессиональный журналист, Ворийон с самого начала уделял особое внимание тщательно продуманным пиар-стратегиям. Уже выход его первого программного опуса – опубликованной в 1975 году «Книги, рассказывающей правду» – предварялся мощной рекламной кампанией во французской прессе, беспрецедентной для уфологической поделки. После выхода книги (и мгновенного превращения ее в бестселлер) Ворийон продолжил кампанию циклом публичных лекций в Париже, каждая из которых анонсировалась по телевидению, а затем широко освещалась в печати. Экзотический и киногеничный лидер раэлитов в белом одеянии стал постоянным гостем многочисленных ток-шоу. И только в 1991 году у раэлитов возникли серьезные проблемы: одному французскому журналисту удалось скрытой камерой заснять летний нудистский лагерь секты. Тут маятник качнулся в другую сторону: секта была ославлена как община фашиствующих развратников. После этого Ворийон покинул Францию и обосновался в Канаде, а Францию с тех пор именует не иначе как «тоталитарным государством, в котором попираются элементарные свободы личности».
Hаученный горьким опытом, Ворийон решил, что лучший способ обороны – нападение. В 1992 году он учредил организацию FIREPHIM, целью которой была объявлена борьба с «религиозным расизмом». У редакций канадских газет, нелестно отзывавшихся о раэлитах, проходили массовые демонстрации под лозунгами «Нет расизму!», редакции телеканалов были завалены письмами зрителей, возмущенных «нетерпимостью» журналистов, общественная организация InfoCult, занимающаяся изучением сект, была объявлена «клерикальной преступной группой». Затем был сделан еще один шаг: любые обвинения в шарлатанстве, фашизме да и просто несерьезности раэлиты стали объявлять происками врагов – прежде всего, разумеется, клерикалов из традиционных церквей. Обычный инструмент секты – судебное преследование противников. Раэлиты чрезвычайно внимательно следят за публикациями о себе и буквально за каждый недоброжелательный отзыв грозят судебным преследованием. По мнению канадских журналистов, в любой момент времени в судах страны находятся сразу несколько дел о диффамации и клевете, возбужденных по инициативе раэлитов против журналистов, общественных организаций и частных лиц. Часть исков была выиграна. Некоторые издания были вынуждены опубликовать опровержения, другие выплатили крупные штрафы.
Подобная стратегия оказалась вполне успешной. Большая часть СМИ, похоже, решила не связываться со скандальным пророком. Журналисты стали гораздо осмотрительнее, общественные организации остерегаются иметь дело с шумными сектантами. В результате Раэлю удалось добиться того, что к его сенсационным заявлениям стали относиться с совершенно неподобающей серьезностью. Канадская исследовательница секты Сьюзан Палмер пишет, что подавляющее большинство канадских изданий симпатизируют Раэлю, а 22 крупные газеты можно назвать даже «прораэлитскими». Огромным успехом секты можно, без сомнения, считать появление Ворийона весной 2001 года на слушаниях о клонировании в Конгрессе США. Раэль весьма успешно эксплуатирует ценности политкорректного общества. Во-первых, разумеется, общественное мнение не может не симпатизировать борьбе за толерантность – а именно под лозунгом Respectez les differences! («Уважайте различия!») проходят публичные кампании раэлитов (лозунг, конечно, вполне демагогический, поскольку ничуть не мешает Ворийону агрессивно атаковать «традиционные религии».
Не могут не вызывать симпатий либерального общества и некоторые публичные акции раэлитов. Наиболее известная – «Операция «Кондом» – была проведена в знак протеста против решения католической епархии Монреаля запретить установку автоматов по продаже презервативов в католических школах. «Кондомобиль» раэлитов – розовый мини-вэн, разрисованный летающими тарелочками и презервативами, объехал все школы, и члены секты (разумеется, при большом стечении журналистов) раздавали ученикам презервативы и значки «Скажи «да» презервативу!». Эта кампания укрепила репутацию Раэля как подлинного антиклерикала и борца за освобождение секса от религиозных предрассудков. Вопрос о нарушении прав католиков был вынесен за скобки.
А вскоре раэлиты снова появились у католических школ – теперь они призывали учеников «отказаться от крещения». На этот раз раэлитов попытались (кажется, не без основания) обвинить в «действиях, возбуждающих религиозную рознь», однако суд счел, что последователи Ворийона не нарушали закон.
Разумеется, не случайно заявление о рождении клонированного младенца появилось именно на следующий день после католического Рождества. Для раэлитов это, по-видимому, означает символическую смену эпох: будущую окончательную победу учения Раэля над христианством. По замыслу раэлитов успешное клонирование должно было возвестить миру о том, что сбываются предсказания их пророка, а это означало бы новый рост численности секты и ее дальнейшую легитимизацию.
С другой стороны, пока нет ни малейших оснований считать, что сообщения о клонировании правдивы: независимые эксперты до сих пор не только не допущены к новорожденным, но и не видели ни одной фотографии, результата анализов или какого-либо другого документа. Единственный журналист, которому раэлиты обещали показать Еву и ее родителей, отказался от расследования, почувствовав, что его водят за нос. Утверждения раэлитов он публично назвал блефом.
Тем не менее пока что Ворийон, Буасселье и их последователи держатся весьма уверенно. А масштаб рождественского скандала лишний раз подтверждает, что в деле манипулирования массовым сознанием пророк пришельцев – подлинный виртуоз.