Может, соломки подстелить?..
Собираясь на спектакль Иркутского академического драматического театра им. Н.П. Охлопкова "Король Лир", я, конечно, не ожидала увидеть на сцене очертания старинных замков, где, согласно замыслу Шекспира, развертывается действие трагедии, без малого четыре сотни лет волнующей зрительские сердца. Нет и нет! Уже давно всяческие привязки ко времени вроде деталей архитектуры, предметов быта и одежды стали никчемными для играющих вечность режиссеров.
Вот и решение Г. Шапошникова - очередная новация. Имя новации - крутизна. Она самая что ни на есть доподлинная: большой диск круто ходит под ногами актеров, вспышки света стреляют по фигурам, естественно, изломанным от усилий удержаться и от этих вспышек.
Ах да, разумеется, шатающийся трон! Ах да, земля из-под ног!
То, что у зрителя в глазах все мелькает и дробится на осколки в течение более двух часов - не большая трагедия, он все-таки в креслах сидит. Но страшно за актеров. Они ведь не просто равновесие должны сохранять на провальных подмостках, но еще и слова произносить, образы представлять. И уже тебе не до шекспировских страстей - сидишь и думаешь: хоть бы никто не сверзнулся вниз, не успев схватиться за конец веревки, цел и невредим остался.
И все впечатление от спектакля сводится к одному вопросу: есть ли хоть какая-нибудь техника безопасности в театре?
Зачем подвергать риску любимого иркутянами народного артиста России Виталия Венгера? То он весь вечер телегу с оглоблями по сцене катает, по замыслу режиссера выражая тяжесть Тевье-молочника в "Поминальной молитве", то вот на этом круге балансирует.
Или уж в МЧС обратиться - пусть хоть соломки подвезут. Знаем ведь, где упасть можно...