Глиняная нерпа для солиста "Скорпионс"
Тальцинские свистульки пользуются спросом у знаменитостей, иностранцев и иркутян.
Гончарная мастерская в "Тальцах" работает несколько лет. Тальцинская глиняная игрушка пользуется спросом у немцев, финнов, англичан, японцев и особенно у иркутян. Народным промыслом занимаются несколько человек, в том числе семья Таволжанских. Елена и Игорь носят национальные русские костюмы из натуральных тканей, большую часть времени живут на территории музея, где для гончаров отведена маленькая избушка, и на жизнь зарабатывают исключительно глиняной игрушкой.
В гончарной мастерской притолока входной двери очень низкая – люди даже среднего роста вынуждены нагибаться. На косяк подвешен небольшой глиняный горшочек. Среди посетителей музея уже сложилось поверье, что за горшочек этот надо потереться или же удариться об него лбом, тогда будет в жизни много счастья.
А чтобы отгонять от себя злых духов и нечистую силу, достаточно купить глиняную свистульку и дудеть в нее. Благо, что свистулек в "Тальцах" великое множество. Большие и маленькие, расписные и нетронутые яркой краской, поющие чисто, высоко, звонко или же завывающие низко и глухо, подобно байкальскому ветру Сарме...
Елена и Игорь Таволжанские – гончары в первом поколении. Хотя кто знает, как причудливо тасуется колода и какая кровь с какими древними первородными знаниями пульсирует во всех нас... Игорь по профессии авиаконструктор, Лена – библиотекарь. Когда Елене было чуть больше тридцати, она родила третьего ребенка и освоила новое ремесло. Игорь в студию керамики, что работает при 19-й школе города Иркутска, пришел чуть позднее. Поддался на уговоры жены сесть за гончарный круг. В царские времена гончарный круг подлежало осваивать семь лет. Сегодня, на стыке эпох, время спрессовалось, стало плотнее и гуще, и потому Игорь владел новой профессией уже через два года. Сейчас гончарное дело у обоих супругов – основной источник дохода и едва ли не суть и смысл всей жизни.
Привезти глину с карьера, растолочь, измельчить, растворить, промешать, пропустить через сито, выдержать – это только полдела. Кстати, китайцы выдерживали глину 20–25 лет, то есть дед готовил глину для своего внука. Сегодня такие сроки – непозволительная роскошь, и глину выдерживают меньше года. Лепка игрушки, сушка, обжиг, раскраска – вторая творческая половина процесса. Температура в печи для обжига доходит до 1000 градусов, горшки, кувшины и игрушки вынимают из печи, что называется, с пылу с жару.
Работа гончара за кругом – едва ли не самое любопытное для туриста визуальное зрелище. Сначала тугой комок глины надо хорошенько размять – до однородности. Затем глина кладется на середину гончарного круга, он вертится все быстрее, а руки мастера тискают, мнут, ласкают этот пока безжизненный кусок глины. Глина оживает, когда из-под рук гончара неведомо как, повинуясь каким-то тонким и жестким законам ремесла, выходит изящный горшочек или кувшин.
Раскраской занимается Елена. Можно оставить игрушку "в терракоте" (дословно переводится как "обожженная земля"), то есть нераскрашенной, можно затушевать акриловой темперой или же покрыть глазурью.
Глиняная игрушка многообразна, но Таволжанские предпочитают работать со свистулькой. Гончары используют как традиционные образы – лошадей, птиц, коней, баранов, так и образы, привязанные к родной земле, – байкальской нерпы, например.
В тальцинской гончарной мастерской продают только те игрушки, которые изготовляют здесь же. И тальцинские игрушки в свою очередь не продают больше нигде. Никаких перепродаж, опта, бартера и прочей коммерческой возни.
Главные и любимые покупатели в "Тальцах" – иркутяне. Таволжанские объясняют этот всплеск интереса к глиняной игрушке естественной тягой людей к родному, исконному, русскому, которая родилась от пресыщения всем импортным.
А вот иностранцы, коих в "Тальцах", особенно в летнее время, бывает много, приходят в гончарную мастерскую с видом высокомерным. Этот барьер – своеобразную защиту – выработали навязчивые лоточники, торгующие псевдонациональной дешевкой. Но практически всегда у гостей из-за рубежа просыпается интерес к тальцинской керамике. Но если русским гостям музея и в голову не придет торговаться, то иностранцы совершенно неприлично требуют скидок. Распространенная практика платить гидам, впаривающим туристам сувениры, в гончарной мастерской не в чести.
Особый контингент любителей тальцинской керамики – это знаменитости. На гастроли и фестивали известных людей приезжает немало, а куда их еще везти, как не в Листвянку и не на Байкал? Поэт Евгений Евтушенко, актеры Наталья Бондарчук, Елена Санаева, Владимир Конкин, Александр Михайлов, Николай Бурляев, потомок русских императоров князь Димитрий Романов, министр культуры Михаил Швыдкой оставили свои автографы на русской печи. Начало этой традиции положил Олег Газманов. Расписался и солист рок-группы "Скорпионс" Клаус Майне. Таволжанские преподнесли ему в подарок нерпочку, наличных денег с собой у звезды рок-н-ролла не было.