Слепой композитор Анатолий Тепляков: "Обижаться на людей – грех"
Знакомством с Анатолием Тепляковым нужно гордиться – в этом человеке есть стержень. Хотя кому-то может показаться, что этот стержень – белая трость. Анатолий Тепляков – незрячий музыкант и композитор, он тотально слепой, без малейших признаков светоощущения.
Родившись в послевоенное время в Каменке, небольшой деревушке Иркутской области, в пятилетнем возрасте он потерял зрение от какого-то заболевания (даже сам точно не знает, какого именно). Дети тогда росли как сорная трава: вырастет – ну и хорошо, а нет – так на то Божья воля. Учился в Иркутской спецшколе для слабовидящих и незрячих детей. В этой школе Анатолий и приобщился к музыке, изучая нотную грамоту, как и все остальное, по спецлитературе системы Брайля (специальные книги большого формата, где письменные знаки записаны в виде системы выпуклых точек на листе бумаги, которые считываются кончиками пальцев. – Прим. авт.). Затем на достаточно высоком уровне (слепым методом) освоил пианино и баян. А после окончания 8-летки поехал в сопровождении родителей учиться в музыкальное спецучилище для незрячих и слабовидящих музыкантов в Курске.
Удивительно храбрый поступок молодой Толя Тепляков совершил после окончания музыкального училища, когда поехал поступать на общих основаниях в Московский институт имени Гнесиных. Правда, не прошел по конкурсу. "Видимо тогда я был очень молодой и решительный. Сейчас на такой "подвиг" я бы уже не решился! В Москву я поехал один, без сопровождающих. Конечно же, отчасти это было сумасшествием с точки зрения нормального человека! Все передвижения только с тростью для слепых. Приходилось опираться только на подсказки и помощь совершенно посторонних мне людей: как пройти, где и как дорогу перейти, где пообедать, на каком транспорте и до какой остановки доехать... Недаром говорят: "Язык до Киева доведет!" Да и люди, слава богу, в большинстве своем попадались отзывчивые, доброжелательные".
– Анатолий, невозможно представить, как незрячий композитор пишет музыку...
– Теперь это для меня элементарно. Я вообще, в отличие от многих композиторов, пишу музыку без музыкального инструмента под рукой. Музыка, к примеру, начинает звучать в моей голове, когда прочитывают вслух какое-либо стихотворение, которое мне нравится и на него нужно положить музыку. И я начинаю ее записывать в виде нот с помощью специального приспособления для письма по системе Брайля. Затем я могу просто начитать созданное произведение по телефону (!) своему сотоварищу по музыке, который занесет эту информацию в компьютер. Затем с использованием специальной программы музыкальное произведение дошлифовывается.
– У вас, наверное, абсолютный слух?
– Нет, что вы. В нашем композиторском деле это совершенно не нужно. Даже больше вам скажу – он очень мешает. От этого иногда можно просто сойти с ума, так как все окружающие звуки превращаются в адскую какофонию, очень далекую от гармонии.
– Сейчас всем не хватает денег...
– Я не бедствую. Получаю пенсию как инвалид первой группы. Работаю концертмейстером в хоровых группах "Верность" и "Багульник", созданных при областной библиотеке общества слепых. Есть заказы по созданию фонограмм, аранжировке. Обращаются с просьбой написать песню или романс на чьи-либо стихи.
– А как вам удается преодолевать бытовые мелочи – уборка в квартире, приготовление пищи, походы в магазин, поездки в город? Как вы читаете книги?
– В своей квартире я чувствую себя как рыба в воде – нет никаких проблем. В магазин ходит в основном моя дочь Ирина (студентка 4-го курса архитектурного факультета ИРГТУ – главная помощница и поддержка отца последние 10 лет их совместной жизни. – Прим. авт.). А раньше, когда она была маленькой, мы с ней вместе ходили. Обеды готовим по очереди – Ирина, конечно, чаще. По большому счету, я сам могу все приготовить. Ну а город за свою долгую жизнь я освоил со своей тростью. На остановке люди всегда подскажут, маршрутка с каким номером подъехала.
Основное время, конечно же, я провожу в четырех стенах, дома. Книги беру в спецбиблиотеке общества слепых. Некоторые литературные произведения начитываются для нас на аудиокассеты, которые также есть в нашей библиотеке. Ну а кое-что мне читает Иринка.
– Анатолий, а если сейчас представить, что вам вернули зрение! Как бы изменилась ваша жизнь?
– У меня появилась бы возможность самому записывать созданные музыкальные произведения, а не обращаться за помощью к другим.
– ???
– Я счастливый человек. Жизнь сложилась замечательно. У меня прекрасная дочь Ирина – моя поддержка и опора. Меня окружают в большинстве своем очень хорошие люди. Я востребован как композитор. К тому же я христианин, а наша вера призывает не роптать на судьбу. Я стараюсь жить в согласии с собой и с людьми. И помню, что обижаться на людей – это грех.