Браконьеры используют лошадей, джипы и парапланы
Браконьеры, волки и "черные" лесорубы - главные враги егерей.
В прошлом году в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе было составлено около 200 протоколов на нарушение правил охоты. Изъято 124 единицы огнестрельного оружия. Нелегальные стволы, а они тоже встречаются достаточно часто, навсегда покинули своих владельцев.
- Управление по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных по Усть-Ордынскому округу начало работать с 1995 года, - рассказывает Валентин Бороденко, начальник управления. - До 1992 года всем этим ведало Иркутское областное управление, потом несколько лет продолжался вакуум. Сейчас охраной и регулированием численности животных занимаемся мы. Сейчас у нас 21 егерь, 8 охотоведов. Есть техника. Когда начинали работу, было только две машины. Теперь в каждом районе по новому УАЗу, в управлении четыре машины, два "Бурана". Три УАЗа в этом году нам выделил Валерий Малеев, глава окружной администрации. Несмотря на то что мы федеральная структура, округ нам помогает.
Максимальный штраф за нарушение правил охоты составляет тысячу рублей. Минимальный - пятьсот.
- К сожалению, еще не до конца отработаны меры воздействия на нарушителей, - продолжает Валентин Петрович. - Мне кажется, что в исключительных случаях, когда браконьерят с особым размахом, надо ужесточать наказание. А вообще мы смотрим по ситуации. Социальный статус нарушителя, материальное положение. Бывает, что на первый раз ограничиваемся предупреждением.
В Уголовном кодексе Российской Федерации есть статья N 258, которая предусматривает уголовное наказание за незаконную охоту. Но собрать доказательства очень трудно - таков уж закон.
- Яркий пример тому - случай в Нукутском районе, в селе Харюты. Мы получили информацию об участившемся браконьерстве, решили провести перекрестный рейд. Привлекли сотрудников УВД, егерей из Бохана. Около одного зимовья обнаружили место, где разделали четыре туши косули. Удалось найти виновников, дома у них оказалось мясо. Но тут же приехал их адвокат. Возбудили уголовное дело, но наших нарушителей постепенно перевели из обвиняемых в свидетели. Но даже если их оправдают, мы будем обращаться в вышестоящие судебные инстанции, нельзя бросать дело просто так.
Охота на косулю в УОБАО запрещена до 1 ноября 2003 года. Мера вынужденная - косули мало. Еще в 1990 году было около 10 тысяч голов, сейчас поголовье сократилось почти в два раза. Изюбрей в округе около 1000 голов, лосей - 400. Это приблизительные цифры, разумеется. Невозможно точно вычислить количество диких животных.
- Если изюбря в последние годы стало больше, то косуля сильно страдает, - продолжает Валентин Бороденко, - а ведь территория округа традиционно была богата косулей. В этом году к нам приезжал доктор биологических наук Данилкин, крупнейший специалист в стране по косуле. Он тоже подтвердил, что условия у нас благоприятнейшие.
Почему косуль становится меньше
- Все привыкли кивать на волков и браконьеров. Это серьезные факторы, разумеется. Но мне кажется, что значительно отражается на количестве косули и вырубка лесов. Если раньше леспромхозы имели методики рубки - оставляли стометровые участки нетронутого леса, где могли укрыться животные, то сейчас это не соблюдается. Косуля кормится на вырубах, но ей необходимо и место, где она может укрыться в случае опасности. Она откочевывает и на новом, непривычном месте становится легкой добычей волка и человека. Уничтожается водоохранная зона, исчезают места кормления. Это очень заметно по количеству лося. А изюбрь, наоборот, любит выруба. Мне рассказывали, что в Осинском районе в 1950 году был забавный случай. На солонец вышел изюбрь, а охотники его никогда и не видели! Появился там изюбрь, только когда начали рубить лес.
Сейчас в автономии около 4 тысяч нарезных стволов. И каждый минимум раз в год выстрелит. Продавать современные, мощные карабины начали только в 1990-х годах, это тоже здорово отразилось на численности животных. А сейчас новый этап - появились браконьеры на мощнейших джипах, которым не страшно любое бездорожье, современные карабины чуть не с лазерным наведением. Были случаи использования парапланов. Сами понимаете, животных от этого больше не становится.
- Очень часто говорят, что волки не так опасны, как о них думают. Мол, они дети природы, санитары леса, естественный отбор и так далее.
- На самом деле все немного по-другому. В отношения волк - косуля вмешивается человек. И если волков он почти не трогает, то косулю бьет. Поэтому численность волка надо контролировать. В 2002 году было добыто больше 30 волков. В основном это случайная добыча. Сейчас есть и яды, и капканы. Администрация округа назначила приз за волка - 1,5 тысячи рублей, это больше чем в Иркутске. Есть и очень хорошие специалисты-волчатники. Сокольцов Юрий Афанасьевич создал новый капкан своей конструкции, все охотники устройство оценили на "отлично".
Тайге нужен хозяин
С начала перестройки лес остался без хозяйского глаза. Крупные охотничьи предприятия развалились. Мелкие проблемы не решают. Сейчас создано государственное окружное предприятие по воспроизводству диких зверей - "Усть-Ордынское". Кроме работ по поддержанию численности животных они могут и продавать охоту, организовывать туры. Есть подобное муниципальное предприятие и в Эхирит-Булагатском районе.
- Эти предприятия создались нынче, - рассказывает Валентин Бороденко, - они очень помогут нам в работе. Специально люди летали в Белгородскую область, перенимали опыт по организации работы.
В 1995-м в УОБАО было решено организовать заказник. В 2000 году Валерий Малеев лично занялся этим вопросом, и Правительство РФ подписало постановление о создании федерального заказника "Красный Яр" на территории равной почти 50 тысячам гектаров.
- Заказник находится под нашим контролем - благодаря стараниям Александра Григорьевича Сундарева, замначальника управления, там уже отстроено два кордона, территория остолблена, посеяно кормовое поле. Для животных специально косили сено, сейчас косули выходят кормиться к стогам. Перекрыли доступ в заказник, сейчас на кордонах дежурят вахтовым методом наши егеря. Сразу в заказнике появились животные.