Минздрав сделал все, чтобы эпидемия гриппа состоялась
18 регионов России охвачены эпидемией гриппа. В Санкт-Петербурге, Астрахани, Ульяновске, Воронеже уже зафиксированы летальные исходы от гриппа и его осложнений.
Ситуация оказалась серьезной настолько, что обсуждалась вчера на совещании у председателя правительства РФ Михаила Касьянова. Представители Минздрава заверили премьера, что ситуацию контролируют и она улучшится в самое ближайшее время. Однако в этом есть большие сомнения. В прошлом году впервые за много лет Минздрав отказался от централизованных закупок противогриппозной вакцины, переложив расходы на региональные бюджеты. Местные же власти, внезапно столкнувшиеся с необходимостью переверстывать расходы на здравоохранение, в большинстве регионов не смогли найти средств. Таким образом, государство фактически отказалось от обычной практики ежегодной бесплатной вакцинации групп риска - детей, хронических больных, медиков. При этом склады заводов, производящих вакцины, затарены невостребованной готовой продукцией. Невостребованной не значит никому не нужной: десятки тысяч людей по всей стране, которые должны были получить бесплатную прививку, так ее и не дождались. Иначе говоря, российское Министерство здравоохранения сделало все, чтобы эпидемия гриппа-2003 состоялась. "Известия" попытались разобраться, почему так произошло и кому это было выгодно.
Известие об отмене госзаказа на вакцины от гриппа "случилось", как это часто у нас бывает, внезапно - в ноябре. Уфимский завод "Иммунопрепарат", производящий до 70 процентов госзаказа, получил известие о том, что Минздрав расторгает договор на поставку вакцины. В это время вакцинация групп риска уже должна была идти полным ходом, а основные объемы вакцин уже были произведены.
- Причиной отмены госзаказа послужили материалы проверки, проведенной Счетной палатой, - пояснил "Известиям" руководитель департамента Госсанэпиднадзора Минздрава РФ Сергей Иванов, заместитель главного государственного санитарного врача. - Поскольку прививки против гриппа законом о вакцинопрофилактике не предусмотрены, расходование средств федерального бюджета на них было признано нецелевым. Поэтому мы рекомендовали органам здравоохранения на местах изыскивать средства на эти прививки в региональных бюджетах.
До этого в течение многих лет регионы бесплатно получали вакцину из федерального заказа для вакцинации групп риска - детей, пожилых, страдающих хроническими заболеваниями, медиков. Для всех остальных добровольная вакцинация проходила на платной основе, а если регион считал нужным привить от гриппа и другие группы риска, он мог закупить вакцину за счет своего бюджета. К этому порядку все привыкли. Поэтому в большинстве регионов к резкому и внезапному решению Минздрава оказались не готовы: найти лишние средства в бюджете, который давно сверстан, практически невозможно. Роковым оказалось решение и для предприятий, производящих вакцины: их коммерческая реализация составляла всего несколько процентов от объемов производства, которое создавалось и развивалось как раз под цифры госзаказа.
Удивляло и другое: материалы проверок Счетной палаты до последнего времени считались рекомендательными, а не директивными. По крайней мере Минздрав в прошлом реагировал на них гораздо спокойнее. На этот раз он выполнил "указания" на редкость ретиво. В частных разговорах медицинские чиновники комментируют ситуацию не без злорадства: "Иммунобиологические предприятия привыкли жить на халяву - от госзаказа до госзаказа, а теперь пишут слезные письма. А при чем тут Минздрав? Это решение принято в соответствии с бюджетом, пусть апеллируют в Минфин". Позиция, мягко говоря, странная для врача, ведь страдающей стороной в конце концов оказываются люди.
Что же на самом деле происходит с государственным заказом на противогриппозные вакцины? Игры вокруг него начались еще в прошлом году - тогда Минздрав несколько раз планы его размещения переверстывал, менял предприятия, едва не сорвав выполнение заказа. Тогда те, кто был посвящен в "кухню" происходящего, прямо называли причины: Минздрав пытался слить все производящие вакцины заводы в единое подконтрольное ему госпредприятие "Микроген", монополизировав рынок вакцин ("Известия" подробно писали об этом 2 августа 2002 года). В число тех, кто сопротивлялся планам объединения, входил и крупнейший в стране уфимский завод "Иммунопрепарат". История с объединением пока не завершена, хотя многим предприятиям уже выкрутили руки. Но остатки сопротивления еще отмечаются, и в этой ситуации отмена госзаказа может служить мощным средством давления на самых несговорчивых.
- Мы начали бить тревогу по поводу эпидемии гриппа в стране еще осенью, когда стало ясно, что вакцину не купят ни Минздрав, ни регионы, - рассказывает "Известиям" начальник цеха противогриппозных вакцин НПО "Иммунопрепарат" Михаил Пушкарев. - Если перед прошлым сезоном гриппа завод продал более 15 миллионов доз вакцины, на этот же раз куплено менее шести миллионов, и то в основном в нашем же регионе, Башкирии. Но реакции никакой не последовало.
Сегодня на складе готовой продукции лежат 3,5 миллиона ампул с вакциной, цех противогриппозных вакцин не работает, оборудование законсервировано, его сотрудники отправлены в вынужденные отпуска.
- Если ситуация не разрешится в ближайшее время, - подчеркивает Михаил Пушкарев, - весь запас вакцины на 30 миллионов рублей может пойти под трактор, ведь срок годности ее ограничен.
Ситуация скорее всего останется прежней. Кто же ответит за 30-миллионные убытки предприятия? Ответ ясен: пока иммунобиологические заводы коммерчески самостоятельны, стало быть, сами пусть и расхлебывают. А кто ответит за смерть тех шести человек (официальные данные на 5 февраля), которых уже убил грипп в эту эпидемию? Еще осенью пять академиков, ведущих специалистов в области инфекционных заболеваний, обратились в Минздрав с письмом. Они пытались предупредить об опасных последствиях, если необходимые прививки не будут проведены: мировые прогнозы предвещают в ближайшие годы развитие пандемии с особо опасными вариантами вируса гриппа. А в это время в России будет свернуто производство вакцины, признанной лучшей в мире по эффективности и безопасности. Ответ, подписанный первым замминистра Геннадием Онищенко, был вполне в духе чиновников: "Действующей федеральной целевой программой закупка противогриппозных вакцин не предусмотрена".
Во всех развитых странах мира защита населения от гриппа считается приоритетом государства. Экономические потери от этого "несерьезного" заболевания превышают урон от СПИДа, в США, к примеру, они составляют 12 млрд долларов в год. Однако при достаточном уровне вакцинации групп риска эти потери резко снижаются, а если вакцинировано около трети населения, эпидемия не возникает вовсе. Все это сотрудникам Минздрава прекрасно известно, так же, как и то, что их обязанность - отстаивать интересы людей, компетентно доказывать тому же Минфину необходимость затрат на здоровье населения, выполнять долг врачей, а не демонстрировать угодливость чиновников. Но их явно вдохновляют соображения, далекие от врачебного долга. И в этом смысле можно считать, что Минздрав сделал все от него зависящее, чтобы эпидемия гриппа-2003 состоялась.
Как вы лечитесь от гриппа?
Александр АФАНАСЬЕВ, заместитель председателя комитета по охране здоровья и спорту Государственной думы:
- Есть два способа: профилактика и лечение. Я все-таки склоняюсь к профилактике. Профилактика - это спорт, витамины, прививки. В России серьезной проблемой является авитаминоз, у нас, к сожалению, нет опыта и культуры употребления поливитаминов. Существует присказка о том, что, если лечить грипп, он пройдет за неделю, а если не лечить - то за семь дней. Я думаю, что лучше принимать лекарства, грипп - болезнь коварная. Для себя я выбрал как профилактику усиленное погружение в работу, главное - не сдаваться и не позволять себе болеть.
Людмила РОМАНОВА, врач детской поликлиники Сегежской центральной районной больницы, Республика Карелия, член Клуба "Известий":
- Я сама сделала прививку от гриппа - уже третий раз за последние несколько лет. Ведь я работаю в детской поликлинике, тут столько больных, а мне болеть никак нельзя. Ну а вообще в лечении гриппа главное - это изоляция, обильное питье, постельный режим. Если высокая температура - значит, нужно пить жаропонижающее. Сейчас есть немало комплексных препаратов, которые достаточно эффективно действуют. Да и старые средства - мед, травки - никто не отменял. А лучшее средство профилактики гриппа - это, во-первых, прививка. А во-вторых, обязательное укрепление организма: закаливание, прогулки на свежем воздухе, обливания. Плюс нужно вести здоровый образ жизни, то есть не пить, не курить.
Клара ЛУЧКО, актриса:
- Я никак не лечусь. Чтобы не заболеть, пью витамины, в частности витамин С. Я для себя решила, что если заболею, вызову врача и лягу в больницу, чтобы изолировать себя от родных. Моя профессия - это постоянное общение с людьми, все дышат, целуют, так что есть постоянная угроза заболеть. Все прошлые годы я делала прививку заранее, в этом году не сделала, очень об этом жалею. Особенно сейчас мне нельзя болеть: на днях, 19 февраля, у меня очень важная премьера, не могу ее пропустить.
Андрей НЕЗДОЙМИШАПКА, технический директор строительной компании "Спецгеострой", член Клуба "Известий":
- Я болею гриппом очень редко, потому что с детства каждый день практикую закаливающие процедуры. А если заболеваю, то дня три пью какие-нибудь антибиотики. Но вообще нашу семью грипп обычно минует. У моего младшего ребенка, насколько я знаю, в школе централизованно проводят профилактику гриппа - раздают всем таблетки. Ну а за двоими старшими следит наш домашний доктор - супруга в целях профилактики тоже потчует их какими-то таблетками.
Александр ЖИЛИН, руководитель Центра общественных прикладных проблем:
- На себе проверил, что "люстра Чижевского", витамины и чеснок - самый лучший способ профилактики. Уже четвертую зиму переживаю без простуд и гриппа. Из витаминов предпочитаю капсулы с маслом зародышей пшеницы, то есть витамин Е. Прививки, по-моему, - это глупо. Сезон прививок закончился уже давно, а еще пару недель назад не было известно, какой вирус господствует в этом году.