Юбилей знаменитой киноленты "Девять дней одного года"
Сорок лет назад на экраны вышел этот фильм, одна из самых ярких картин хрущевской оттепели. Советские люди увидели тогда совсем другое кино и других героев - физиков и лириков.
Фильм - событие, фильм - эпоха, фильм - прорыв. Как и многие кинокартины той поры, "Девять дней одного года" больше чем простое кино. Работа Михаила Ромма стала манифестом двадцатилетних, кульминацией спора между физиками и лириками. Когда фильм вышел на экраны страны, казалось, началась новая эпоха в жизни целого поколения - интеллектуальная, умная, азартная. Тысячи мальчишек бросились штурмовать физико-математические факультеты. Имя главного героя фильма физика-ядерщика Дмитрия Гусева встречалось в газетах не реже, чем имя Гагарина. Съемки фильма проходили в подвалах института ядерных исследований и в Курчатовском институте. Все приборы, испытательные стенды и аппаратура настоящие. И актеры, подвергались опасности лишь немногим меньше, чем их герои.
Алексей Баталов: "Однажды мы вдруг получили возможность вот в этом уголке сниматься, так все снимались хорошо, и так никого нет - свободная лаборатория можно было работать, а потом уже выяснили, что там все облучились, и она была огорожена потому, что просто туда даже неизвестно еще можно ли было входить".
Несмотря на то, что в фильме снимались, безусловно, лирики: Алексей Баталов, Иннокентий Смоктуновский и Татьяна Лаврова, судьбу картины решали именно физики. Весь цвет Академии наук во главе с ее тогдашним руководителем Мстиславом Келдышем собрались в просмотровом зале "Мосфильма", чтобы вынести свое резюме.
Сергей Капица: "Было сказано несколько таких общих слов, и Ромм подошел к президенту Академии наук Мстиславу Келдышу и буквально схватил его и спросил: "Вам фильм понравился?". Тот сказал: "Да". "Вы можете об этом сказать Фурцевой?", тогда она была министром культуры, тот сказал: "Да, я об этом скажу".
В этом фильме нет определенного финала. Создатели предоставляют зрителю самому додумывать дальнейшую судьбу героев. Но ясно одно, каким бы не был финал - жизнь свою герои прожили не зря.