Банкам крышка
К концу года сотни российских банков могут обанкротиться, предупреждают российские банкиры. Виной тому станут неоправданно высокие уровни ставки рефинансирования, поддерживаемые Центробанком в период кризиса. Впрочем, самые крупные это не затронет – они надеются на помощь государства.
«Плохие кредиты» могут достигнуть цифры в 20% в кредитных портфелях всех российских банков, предупредил президент одного из крупнейших российских частных банков Альфа-банка Петр Авен во вчерашнем интервью Financial Times. Впрочем, крупнейшим из них помогут, надеется он. «Возможно, 20–30 крупнейших российских банков, включая «Альфу», получат государственную помощь, мы в этом уверены. Однако будущее сотен мелких банков под большим вопросом…
Уверен, что сотни банков исчезнут к концу года», – поделился своим взглядом на вещи с влиятельной финансовой английской газетой Авен.
«Крупные банки и дальше будут получать госпомощь по всем уровням поддержки», – согласилась старший аналитик компании «Рус рейтинг» Виктория Белозерова. Однако это касается банков не только первого круга, но также и второго. «Поэтому мы, например, как рейтинговое агентство, даже не понижали банковские рейтинги», – добавляет эксперт.
По прогнозу Авена, произойдут серьезные изменения в структуре собственников промышленных групп: «Когда мы достигнем дна, мы увидим очень серьезные банкротства».
По подсчетам министра финансов и вице-премьера Алексея Кудрина, реальный уровень просроченных кредитов в банковском секторе РФ уже в настоящее время составляет около 10%. По предварительным данным Центробанка, уровень просроченной задолженности по итогам февраля составил 3,1% по кредитам нефинансовому сектору, 4,1% – по кредитам физическим лицам. Такое расхождение Кудрин объяснил привычкой банков скрывать действительное положение дел, улучшая отчетность. «Мы все знаем, как банки умеют скрывать реальную ситуацию, подправляя свою отчетность», – заявил министр на рабочей встрече банковских ассоциаций, передает «Интерфакс» со ссылкой на участника мероприятия.
Российские рейтинговые агентства согласны с такими оценками. «Мы также видим быстрый рост темпов просроченной задолженности по всем уровням кредитных продуктов, особенно это касается банков, выдававших крупные кредиты. И 15–20% вполне реальная цифра. Не скажу, что ее можно применить в среднем ко всей банковской системе, но с большой долей вероятности многие банки к концу года будут иметь подобную просрочку», – считает Белозерова. Уже сейчас МДМ-банк имеет 10,5% просроченной задолженности по портфелю, Альфа-банк – 9,6%, Бинбанк – 7,2%, Промсвязьбанк – 5,5%, а Номос-банк – 5,1%, называет конкретные цифры эксперт.
По мнению главы Альфа-банка, ЦБ сделал большую ошибку, поддерживая ставку рефинансирования на уровне 15–19%, тогда как коммерческие банки должны были осуществлять кредитование по еще более высоким уровням, около 25%, таким образом делая заемные средства дорогими. Он заявил, что банкротства могут обрушиться на банковскую систему в третьем квартале, когда большинство кредитов будут подлежать оплате.
«Скорее всего, в ближайшее время рост просрочки продолжится. Это связано, с одной стороны, с высокими ставками по кредитам, многие из которых являются краткосрочными», – соглашается аналитик ИК «Финам» Константин Романов. «Высокие ставки учитывают высокий уровень рисков, но они и сами создают эти риски.
Странно, когда банк, выдающий кредит под 30% годовых, рассчитывает на то, что предприятие его вернет, – для этого оно должно показать нереальный в условиях кризиса рост.
Деньги должны стать более дешевыми, иначе возникнет серьезная угроза стабильности банковского сектора», – продолжает эксперт. «Стоит признать, что отдельным предприятиям будет очень сложно рефинансировать их», – заявил Романов.
Впрочем, «апокалиптические» предсказания давно уже не новость и не кажутся участникам рынка чем-либо страшным. Ранее глава ВТБ Михаил Задорнов уже говорил, что в нынешних экономических условиях в России было бы достаточно и 360 банков из существующих ныне 1200 с лишим. Он также заявлял, что банковская система страны в 2009–2010 годах может недосчитаться более чем 100 участников. Многие эксперты уже заявляли, что в российской банковской системе достаточно иметь несколько сотен участников.
«Если вы посмотрите на количество банков в России и на количество банков в развитой экономике – многовато.
Но мы не собираемся это делать искусственно», – заявлял ранее премьер-министр Российской Федерации Владимир Путин агентству Bloomberg. По-видимому, теперь это будет органический процесс, ускоренный кризисом.
Однако некоторые участники все еще продолжают оставаться оптимистами относительно судьбы большинства мелких банков. «Сейчас сложно делать прогнозы – все-таки риск «второй волны» кризиса есть. Однако, скорее всего, речь будет идти о банкротствах лишь нескольких десятков банков, причем преимущественно малых и средних. Массового банкротства банков государство просто не допустит, так как это вызовет панику у вкладчиков», – говорит Романов.
«На мой взгляд, сейчас все не так уж плохо. Уровень просрочки в связи с кризисом, конечно, вырос, однако, на мой взгляд, ситуация в стране стабилизируется и в данный момент уровень просрочки приближается или уже находится на своем максимуме. Кроме того, банки «не дремлют», предлагая клиентам варианты возврата проблемных долгов. Таким образом, думаю, просрочка банков будет иметь тенденцию к снижению», – полагает начальник управления розничных кредитных продуктов Промсвязьбанка Иван Ивкин.
По данным ЦБ, за 2008 год количество зарегистрированных кредитных организаций в России сократилось на незначительную сумму всего в 68 институтов (на 5,3%) и по состоянию на 1 января 2009 года составило 1228 против 1296 на 1 января 2008 года.