Не желают жить по-другому, не желают…
Все смешалось в Министерстве транспорта – кристально чистые перед лицом Отечества чиновники получили заслуженные повышения. Заместитель министра транспорта Александр Мишарин стал главой департамента промышленности и инфраструктуры, освободив место для бывшего главы Росавтодора Олега Белозерова.
Александр Мишарин – по словам самого Левитина – его «правая рука». Та самая, которой он, вероятно, добивал AiRUnion (совет директоров «КрасЭйр» – основной компании альянса, возглавлял как раз его заместитель). Заметьте, бывший начальник Свердловской железной дороги возглавлял совет директоров авиакомпании! Железнодорожник, курировавший все финансы министерства, самый влиятельный из заместителей Левитина. Должностное лицо, определявшее судьбу особо капиталоемких инфраструктурных проектов. Основной претендент на должность главы государственной автодорожной компании с неограниченными полномочиями. Человек, чьи действия на посту председателя совета директоров «КрасЭйр» были оценены прокурорами как «самоустранение» от проблем авиакомпании, после развала альянса хорошо говоривший о неэффективности работы альянса и необходимости проведения аудиторской проверки. Насколько эффективно при этом работал в альянсе сам «кристально чистый чиновник» (по сведениям официальных источников) – навсегда останется загадкой. Зато не загадка его финансовая деятельность: лишь один из примеров – проект углубления дна акватории порта и подходного канала в Усть-Луге стоимостью около 500 млн евро.
Мнение Александра Мишарина, «кристально чистого» романтика с большой дороги: «Это позволит в будущем увеличить грузооборот порта на 10-15%. Объём работ за пять лет составит около 58 млн куб. м, а глубина акватории и подходного канала будет увеличена до 16-18 м. Это поможет порту принимать суда большего водоизмещения и таким образом повысить оборот».
Комментарий Михаила Налымова – аналитика нефтегазовой отрасли: «Беседую с госчиновником.
- На кой, - говорю, - вы утвердили проект порта в Усть-Луге? Там же акваторию беспрерывно песком заносит. Как пароходы к причалу подходить будут?
- Да ты что, Миша! Это же золотое дно! Знаешь, сколько стоят дноуглубительные работы? А проверить, сколько там на самом деле углубили, ни одна душа не сможет. Постоянный источник дохода. Песочек-то идет и идет. Безразмерно и бесконтрольно. Сам же рассказывал, сколько газпромовцы ежегодно на "отсыпку грунта" на Ямале списывают. Там можно было уже весь Ямал куда-нибудь на Гаваи отсыпать».
Несмотря на внушительные суммы и удалой размах, Александру Мишарину на должности зама в Минтрансе «очевидно, было тесновато, негде было развернуться его потенциалу и амбициям». «Государство маловато, разгуляться негде»…
Теперь впереди у Александра Сергеевича больший оперативный простор: он будет руководить всеми нацпроектами – капиталоемкими и инвестиционно привлекательными. Нацпроектами, которые вроде бы уже умерли, но под которые по-прежнему можно получать финансовые вливания – весомые и малоконтролируемые. Да и спектр возможностей руководителя департамента аппарата правительства должен оказаться значительно шире, чем в Минтрансе. Ведь в Белом доме Александру Мишарину предстоит взаимодействовать с первым вице-премьером Игорем Шуваловым, отвечающим за общие вопросы устойчивости экономики, и вице-премьером Игорем Сечиным, курирующим госполитику в области развития промышленности и энергетики. Несомненно, с появлением в Белом доме Александра Мишарина экономика станет еще устойчивее, а промышленность и энергетика еще развитее.
Ну что ж, наверное, правильно доверить честнейшему из честнейших умерший, реанимированный и переименованный нацпроект - госпрограмму «Доступное жилье»: ведь для его успешной реализации предстоит решить такие вопросы как реальное удешевление жилья, поиск земель под строительство, снижение высокого процента по займам, разработка способа удешевления стройматериалов и подумать о том, как увеличить рост доходов населения. Также господину Мишарину следует учесть, что при нынешней социальной структуре населения России (84% испытывают нехватку средств на покупку простой бытовой техники, то есть являются бедными, в том числе 12% испытывают нехватку денег на покупку еды, то есть являются нищими) доступное жилье - это жилье бесплатное или почти бесплатное. Только как он их решит, никому неизвестно…
Все предыдущие двигатели нацпректов не смогли или не хотели решать поставленные перед ними колоссальные задачи. На настоящий момент неизвестно, сколько «заморожено» строек по всей стране - статистики нет. По Москве цифры остановленного строительства находятся в «вилке» 25-60%. По области - 65-70%. По официальным данным, за прошлый год в рамках нацпроекта «Доступное жилье» вместо 72,5 млн квадратных метров построили только около 64 миллионов. Интересно, куда делись остальные 8,5 млн квадратных метров и когда люди, наконец, смогут жить в достойных условиях? Но до тех пор, пока государственные чиновники будут воспринимать жилищное строительство исключительно как собственный бизнес, жилье будет строиться исключительно для богатых, в то время как остро нуждаются в нем исключительно бедные.
Возможно, господин Мишарин сумеет отыскать креативные решения проблем инфраструктуры и промышленности. Но скорей всего, как обычно, «креативные» деньги растворятся в воздухе министерских коридоров. А народу будет продемонстрирована очередная трагикомическая серия из бесконечного сериала про борьбу с коррупцией.
Лишенный же «правой руки» Левитин уже привыкает к протезу: назначенный на должность зама Олег Белозеров, надо думать, тоже человек грамотный и подкованный, имеющий навык работы с триллионными финансовыми вливаниями. И если еще не в совершенстве постиг искусство извлечения государственных дотаций в министерские портфели, то обучится – иначе не попал бы в замы непотопляемого министра. Потому, что чужие по министерским коридорам не ходят. Потому, что других там не держат. Да и просто потому, что не желают госчиновники жить по-другому, не желают…
P.S. Недавно единороссы придумали очередной нацпроект – «Чистая вода»… Следующий, скорей всего, будет «Чистый воздух», или «Чистый дождь», или «Чистый снег» и так до бесконечности, до тех пор, пока не осядут все богатства России в карманах кристально чистых чиновников. Чиновников у нас много, карманов у них хватает, на отсутствие фантазии не жалуются – так что процесс надолго не затянется. Но вот только никто, заметьте, никто не предложил запустить нацпроект «Чистая совесть».