Для Иркутской области проевропейская экономическая политика грозит потерей перспективного партнера в лице Монголии
После распада СССР новое правительство резко переориентировало внешнеэкономические отношения страны на Европу и США. Бесспорно, для западной России такое решение не лишено смысла. Однако для Иркутской области проевропейская экономическая политика грозит потерей перспективного партнера в лице Монголии, превращением региона в сырьевой придаток Азии.
Игра по чужим правилам.
В 90-е годы российские предприниматели поспешно и непродуманно покинули монгольский рынок. Как оказалось, вернуть прежние позиции теперь крайне сложно. В настоящее время более половины внешнеэкономических отношений Монголии приходится на быстроразвивающийся Китай. По словам ведущих востоковедов, сегодня КНР контролирует более 70% монгольской экономики. Китайское руководство не намерено сдавать своих позиций, пускать на выгодный рынок конкурентов. Ярчайшее доказательство – ситуация вокруг монгольского горно-обогатительного комбината «Эрдэнэт». 90% его продукции поставляется в КНР. А ведь комбинат построен с привлечением российских инвестиций.
Доктор исторических наук, профессор кафедры мировой экономики Байкальского государственного университета экономики и права Юрий Кузьмин:
– «Эрдэнэт» – самый мощный медно-молибденовый комбинат в Азии. Россия вложила в него миллиарды долларов. Комбинат выпускает 99% продукции, в которой остро нуждается оборонная промышленность нашей страны. Это медь, полиметаллы, вольфрам и молибден. Россия не может получить ни грамма этой продукции. Все поставляется в Китай.В настоящий момент дисбаланс во внешней торговле Иркутской области колоссальный. Объемы экспорта в десятки раз превышают импорт. Из региона в страны АТР вывозятся лес, алюминий, энергоресурсы, до недавнего времени целлюлоза. Около 70% российско-монгольского сотрудничества приходится именно на Иркутскую область. Однако ситуация в корне изменится после того, как китайцы достроят нефтеперерабатывающий завод на востоке Монголии. По прогнозам специалистов, в таком случае сотрудничество России, в частности Иркутской области, с соседом резко пойдет на спад. Монголия уже отказалась закупать российскую технику и оборудование. Более того, полюбившийся монголам российский автопром вытесняют японские автомобили. Пострадает в первую очередь Иркутская область.
Юрий Кузьмин:
– Сегодня Иркутская область развивается по худшему варианту: при усиливающемся влиянии Китая стремительно теряет позиции на азиатских рынках. Большинство российской продукции в Монголии уже никого не интересует. Регион постепенно превращается в сырьевой придаток стран АТР. Иркутская область в скором времени будет «кормить» Азию своим сырьем, будет напрямую зависеть от китайских интересов. Все к тому и идет, пока российское руководство исповедует остаточный принцип по отношению к Востоку.Действительно, КНР не скрывает своих амбиций относительно экономического контроля близлежащих регионов, где расширяет свой бизнес. По мнению востоковедов, единственная страна, представляющая для Китая огромный интерес, – это Россия. С этой точки зрения Иркутская область для китайцев, как, впрочем, и для других азиатских стран, – «ворота в Россию». Огромный интерес китайского бизнеса к Иркутску можно умело использовать с целью привлечения инвестиций.В этом году оборот от торговли Иркутской области с Китаем составил около 3 млрд долларов. Однако, по оценкам специалистов, это ничтожномалая цифра по сравнению с возможными доходами. Из КНР в Иркутск и города области завозятся в основном товары народного потребления. В большинстве своем это продукция низкого качества по высоким ценам. Все из-за того, что иркутские предприниматели, называемые в народе «челночники», закупают товар из Маньчжурии у посредников. Практически никто из крупных бизнесменов области напрямую не сотрудничает с серьезными предприятиями. Речь не только о Китае, а о странах Востока в целом.
Заместитель директора Информационного образовательного центра подготовки специалистов по международному бизнесу, директор проекта «Ведение бизнеса в Азиатско-Тихоокеанском регионе» Вячеслав Пляскин:
– Cтранно, что многие серьезные бизнесмены области с нежеланием воспринимают идею сотрудничества с Китаем. Даже международные выставки, которые часто проводятся на территории КНР и которые могли бы быть полезны, посещает небольшое количество россиян. Обычно на таких выставках присутствует лишь 4% россиян от общего числа участников. А ведь съездить в тот же Пекин на международную выставку, допустим по строительству, обойдется и дешевле, и результативность выше.Действительно, в Иркутской области, да и в России в целом, фирм, продвигающих свои интересы на Восток, можно пересчитать по пальцам. Чуть ли не единственный удачный пример – фабрика мороженого «Ангария». Уже несколько лет она продвигает свою продукцию в Монголии и пользуется там большой популярностью. Пробуют освоить восточные рынки Ангарский и Иркутский мясокомбинаты. Кроме того, энергия ОАО «Иркутскэнерго» поставляется в Китай. Гуанчжоу – торгово-промышленный центр Китая, где сосредоточены ведущие рынки и заводы. Крупнейший азиатский рынок кожи, тканей. Рядом находится третий по мощности контейнерный порт в мире Шенжень. А значит, в Китае великое множество качественных товаров, которые без участия посредников можно продавать в Иркутске по приемлемым ценам.
Вместе с тем и у Иркутской области есть, что предложить предпринимателям Востока помимо сырья. Прежде всего, это технологии, которые китайцы готовы покупать. По убеждениям Вячеслава Пляскина, проблема не в том, что предложить, а в том – кто предложит?
Вячеслав Пляскин:
– С одной стороны, у наших предпринимателей отсутствует желание вести торговлю с Востоком, с другой – у них небольшая информационная подготовка. Даже если появится желание найти в Азии компаньонов, они все равно не знают Восток, не знают, как там работать. Например, в Китае у серьезных бизнесменов есть такое правило: если переговоры от вашего имени ведет третье лицо, то ваш бизнес будет позиционироваться именно по уровню этого лица. Там бизнес своеобразный, там Восток, там другие правила игры. А у нас информационный вакуум. Хотя перспективы там, безусловно, огромные. Особенно в том, что касается продуктов питания, которые область не производит.
Справка:
Иркутская область торгует почти с 90 странами мира. Ее внешнеторговый оборот составляет 8 млрд долларов, более половины которого приходится на долю Азиатско-Тихоокеанского региона. За последние двадцать лет Иркутская область превратилась в крупного экспортера сырьевых товаров: лесоматериалы, нефтепродукты, химическое сырье, различные рудные материалы. Структуру импорта составляют сырье для алюминиевой промышленности (более 42, 4%), машиностроительная продукция, промышленное оборудование, оборудование для сельскохозяйственной, пищевой и перерабатывающей отрасли, техника и автомобили (29, 2%), продовольственные и фармацевтические товары, товары народного потребления.В 2000–2005 годах товарооборот с Монголией составил 907 млн долларов, из них экспорт – 890 млн, импорт – 16, 7 млн долл. Львиную долю регионального экспорта в Монголию составляют нефтепродукты Ангарского нефтехимического комбината. Крупнейшим импортером для Иркутского завода тяжелого машиностроения являются золотодобывающие предприятия Монголии.
Анастасия Войтович, Москва-Иркутск