Начальник Ангарского водоканала оштрафован на пять тысяч рублей
С начала 2003 года по радио и местным телеканалам Ангарска звучало предупреждение: "С 15 января Водоканал начнет отключать холодную воду у должников". Когда один из городских ЖЭКов в сопровождении работников Водоканала действительно принялся отключать воду, в городе поднялся невообразимый шум.
Люди повалили косяками – рассчитываться за многолетние долги. Казалось бы, вот тебе и решение проблем – воплощаешь угрозу в жизнь, и не нужна никакая жилищно-коммунальная реформа. Однако буквально несколько дней назад жилищная инспекция признала действия МУП "Ангарский водоканал" неправомерными и постановила взыскать штраф лично с начальника предприятия в размере 5000 рублей.
Разбираться с проблемой лучше всего на месте. Вот и корреспондент "Пятницы" поехал в Ангарск, чтобы узнать, кто прав, а кто нет.
В день, ставший для Ангарска поводом для страхов и сплетен, жилищники покарали совсем немногих уклонистов. В 8-м и 9-м микрорайонах число крупных должников перевалило за двадцать. Поэтому начинать решили с 91-го дома 8-го микрорайона – в нем среди должников числились три квартиры.
С помощью соседей нам удалось восстановить картину происходившего 15 января. Владельцев первой намеченной квартиры не оказалось дома. Дверь никто не открыл, поэтому отключение не состоялось. Претендентом номер два оказался парень лет семнадцати. Из взрослых дома никого не было. "К детям мы не заходим", – заявили жэковцы. Зато из-за двери на пятом этаже раздался женский голос. В квартиру девушка никого не пустила, тогда последовала команда ломать стену.
Рабочий профессионально нанес пару ударов кувалдой по стене у двери, извлек кирпичи и обнажил две трубы. Так же профессионально он за десять минут заварил трубу с холодной водой. Все, до погашения долга здесь воды быть не должно.
– Я поревела немножко. Однако воду все-таки подключили дней через пять, – говорит Катя, квартиросъемщица, – после того как я пошла в ЖЭК, сказала, что живу одна, без родителей, учусь, не работаю. Сказала, что все равно пока не смогу оплатить. А без воды разве долго протянешь? Они ведь тоже это знают. Пришел слесарь, все сделал.
В квартире у Кати чисто, но бедновато. Здесь живет еще ее двоюродная сестра с ребенком. Мама Кати умерла три года назад. Живет девушка на 700 рублей пенсии по утере кормильца и 100 рублей стипендии – учится в 35-м училище на маляра. У отца давно другая семья, он перечисляет алименты, но Катя не может получить их после смерти матери, складывает квитанции стопочкой в надежде, что когда-нибудь с этим разберется. Наверное, так же, как с водой и платой за жилье. Долг за воду у Кати оказался 900 рублей. Это значит, что ее мама не платила за воду и канализацию с 1996 года. А за квартиру долг вообще баснословный – около 7 тысяч.
В тот день, 15 января, остались без воды еще две квартиры 8-го микрорайона.
Буквально на следующий день правозащитники подняли жуткий переполох по поводу демонстрации силы Ангарским водоканалом. Вмешались Антимонопольный комитет, жилищная инспекция из Иркутска, подключились прокуратура и ОБЭП Ангарска. В Водоканал немедленно явились представители центрального телевидения и тайком засняли пояснения местных юристов и начальницы.
Антимонопольный комитет распорядился отключения прекратить, а воду неплательщикам до конца разбирательства подключить снова. В течение нескольких месяцев дирекцию Водоканала посещали следователи ОБЭП. В конце концов, после проверки всех бумаг и законов РФ, следователи решили, что ничего вопиющего Водоканал не совершил. Однако жилищная инспекция вынесла вердикт об административном наказании директора Водоканала Галины Рудниковой. Ее обязали выплатить штраф в размере пяти тысяч рублей.
Люди привыкли надеяться на авось
– Знаете, сколько у нас неплательщиков, которые не платили с 1996 года? – сразу спросила меня директор Водоканала Галина Рудникова. – Пять тысяч! Пять тысяч квартир, которые мы обслуживаем по полной программе! Задолженность населения сейчас составляет 12 миллионов 900 рублей. В месяц предъявленная нами оплата со всего города должна составлять 4,6 миллиона рублей. Получается, что весь город как бы не платил нам три месяца подряд.
– Галина Ивановна, а что, воздействие через суд никаких результатов не приносит?
– Почему, приносит. После уведомления, что дело передается в суд, деньги с перепугу начинают нести примерно 30% должников. Еще 30% приносят их в процессе суда. Но отключали только злостных должников, тех, кто не платил никогда. Собственно, это делали даже не мы. Ведь дома не входят в наше ведомство. Мы всего лишь согласовали отключение с ЖЭКом и вместе отправились это делать.
– Скажите, а общественность как на это реагирует?
– По-разному. Но большинство считает, что это правильно. Нам часто звонили после нашего рейда. Мы ведь ни от кого не прятались, специально собрали прессу, телевидение. Звонили пенсионеры и говорили: мы не понимаем, как мы из своих крошечных пенсий за все расплачиваемся, а многие наши соседи – обеспеченные люди. Почему они-то не платят? И ведь так оно и есть. Люди не платят в силу своей безответственности.
– Кстати, отключенным жильцам воду очень быстро восстановили.
– Конечно, это правозащитники постарались.
– Тем не менее вас оштрафовали.
– Никаких противоправных действий Водоканал не совершал. У нас есть юридическая служба, и она перелопатила массу документов перед тем, как мы принялись договариваться с ЖЭКами об отключениях. Такой порядок – напоминание, уведомление, а затем отключение – узаконен "Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализирования в РФ", утвержденными постановлением Правительства РФ в феврале 1999 года. Мы посылаем даже больше напоминаний, чем требуется. Наши работники тратят на все эти уведомления массу рабочего времени. Пришлось прибегнуть к непопулярным мерам. Пусть с нас взяли штраф, зато масса должников принесла свои долги. Этим они очень нас выручили.