Мы впереди Сибири всей
Но пока - лишь по численности областных чиновников.
Скучный вопрос о ходе административной реформы, рассмотренный на заседании правительства области, обернулся настоящей сенсацией: найдена "отрасль", в которой область является безусловным лидером.
Поначалу все шло настолько обыденно, что никто и не заподозрил бы ничего интересного. Первый заместитель председателя правительства Сергей Сокол голосом то ли очень усталого, то ли очень простуженного человека напомнил коллегам-министрам, что в области создана комиссия по проведению административной реформы, призванная произвести в управлении небольшую революцию: разработать оптимальную структуру работы правительства области. В результате нужно добиться исключения дублирования функций и снижения расходов на содержание аппарата, граждане должны понимать, за что отвечает конкретный чиновник, и самое главное - настала пора сократить количество чиновников.
В работе над оптимизацией структуры и численности аппарата должны участвовать все без исключения руководители структурных подразделений. За тех, кто не нашел времени предоставить комиссии свое мнение по улучшению работы вверенного подразделения, Сергей Сокол обещал подумать лично. Это прозвучало как угроза, тем более что нежелание сотрудничать с комиссией Сокол обещал приравнять к государственной измене.
Докладчик от комиссии, заместитель председателя правительства Александр Ведерников начал свое выступление с того, что поставил диагноз Иркутской области: кризис консолидированного бюджета. Течение болезни осложняется двумя дополнительными факторами - государственным долгом и разросшимся, как раковая опухоль, чиновничьим аппаратом.
В идеале, "на пальцах" объяснил Александр Ведерников, административная реформа должна привести к повышению качества управления регионом и уменьшению расходов на это. В реформе участвуют четыре сегмента: региональные органы государственной власти, бюджетная сеть, органы местного самоуправления и подразделения федеральных органов власти, расположенные на территории области.
За два года (начиная с 2006-го) расходы на содержание бюджетной сети выросли на 67 процентов, что, по словам Александра Ведерникова, прямо связано с точным исполнением федеральных законов о повышении заработной платы работникам бюджетной сферы (таких повышений было четыре). Численность работников бюджетной сети за это время увеличилась всего на шесть процентов.
Административная реформа требует увязать между собой два перечисленных параметра и еще один, важный для каждого жителя области, - качество оказываемых услуг. С ним-то и возникли сложности, поскольку граждане чувствовали это качество на собственном опыте и в личных ощущениях, а органы власти никакого мониторинга не вели.
Следующий сегмент административной реформы, местное самоуправление, изменился гораздо сильнее. Численность работников МСУ выросла на 31 процент (с 9 до 12 тысяч человек), а расходы бюджетов - на 267 процентов. Александр Ведерников отметил, что расходы росли по двум причинам: из-за увеличения численности и в связи с индексацией заработной платы.
К сожалению, отметил заместитель председателя правительства, при проведении реформы местного самоуправления не учитывалась способность муниципалитетов содержать собственный аппарат и способность этого аппарата оказывать (в рамках полномочий) качественные услуги населению. С самого начала муниципалитеты были поставлены в такие условия, которые не требовали от них повышения собственной бюджетной обеспеченности, и в результате нарастания "иждивенческих настроений" они исполняют свои полномочия в среднем на 75 процентов, а в отдельных случаях - всего на 4 процента.
Но самое сильное впечатление оставил региональный уровень власти. С 2005 года численность чиновников, подчиненных непосредственно администрации, а затем и правительству области, выросла в два с половиной раза, а бюджетные расходы - на 440 процентов. Позднее, во время подхода к журналистам, Александр Ведерников уточнил: только в 2008 году количество областных чиновников выросло с 3800 до 6000 человек. Причина столь резкого роста - в самом принципе исполнения областными властями своих полномочий: принимая на себя очередной блок обязательств, региональные власти создавали под них новый орган, набирали дополнительных служащих и формировали новую расходную строку в бюджете. Видимо, самым свежим примером такого рода может стать Служба финансового контроля, которая дублирует функции двух федеральных и одной региональной структуры, требует для себя значительного количества денег, но не обладает ни опытом, ни компетенцией и пока только вносит смуту.
В результате такой политики численность областных служащих на 1000 человек в Иркутской области оказалась в два раза выше, чем в Красноярском крае или Новосибирской области. Этот факт настолько выделяет регион среди других субъектов федерации, что правительство области устами Александра Ведерникова борьбу... с самим собой объявило приоритетом не менее важным, чем оптимизация численности муниципальных служащих.
Кстати, по численности муниципальных служащих мы превосходим другие регионы Сибирского федерального округа (на этот раз в качестве примера почему-то фигурирует Кемеровская область) всего на 30 процентов, а численность работников бюджетной сети у нас на том же уровне и даже ниже среднего по СФО.
Правительство собирается что-то оптимизировать и в этом направлении, но тут уже пора, мне кажется, воззвать к голосу разума. Если учителей, врачей и работников культуры у нас меньше, чем в среднем по Сибирскому федеральному округу, то что тут еще можно "оптимизировать"? Ни для кого не секрет, что на чиновничьем языке это означает только одно: сокращение численности и снижение расходов, невзирая на сопутствующие обстоятельства. А они таковы, что Иркутская область - худший регион Сибири по количеству больных туберкулезом и ВИЧ-инфицированных, не говоря уже о болезнях органов дыхания, системы кровообращения и т.п. В таких обстоятельствах нужно не оглядываться на соседей, а думать о собственных проблемах.
От анализа проблем Ведерников перешел к программе действий, в очередной раз продемонстрировав нестандартный стиль мышления областного чиновничества. Как можно бороться с обилием чиновников, объединенных в департаменты, отделы и областные государственные учреждения? Разумеется, создав при комиссии по административной реформе пять комитетов!
Первый, по оптимизации организационной структуры, должен перепроверить количество функций органов власти и исключить дублирование.
Второй займется оптимизацией расходов и установит одинаковые "нормативы положенности", независимо от вида деятельности.
Третий комитет, по информатизации, является, по словам Александра Ведерникова, ключевым, поскольку без его успешной работы сократить расходы и продолжать эффективно выполнять функции органов государственной власти просто невозможно. Этому комитету предстоит заниматься созданием "электронного правительства" и единой системы электронного документооборота, формированием единого информационного пространства с муниципалитетами.
Четвертый комитет, по оптимизации административных регламентов, будет опираться на работу трех предыдущих. Именно этот комитет должен будет разработать порядок действия органов власти в новых условиях - сокращенной численности, ограниченных финансовых ресурсов и электронной реальности.
Работа в пятом комитете - просто мечта для любого бюрократа: он будет заниматься разработкой коэффициентов эффективности работы всех органов власти, причем коэффициентов, дополняющих введенные правительством России и рассчитанных на специфические условия экономического кризиса. Александр Ведерников отметил, что эти коэффициенты будут действовать два года. Тем самым он сделал допущение, что именно столько продлится кризис.
Работа комиссии должна завершиться к июню, чтобы, как пояснил Александр Ведерников, область имела разом новый устав, оптимизированное правительство и внятные коэффициенты эффективности.
Исходя из опыта СССР и России, хочется пожелать комиссии завершить свою работу еще раньше, а то ведь наша бюрократия - как гидра, с которой имел дело Геракл: чем больше голов рубят, тем больше их отрастает.