Кто делает из области уголовника?
Странные дела происходят в Иркутской области. Странные – и очень сомнительные с точки зрения закона.
Если говорить в общем – то с чьей-то легкой руки область начинает спешно легализовать все сомнительные и откровенно противозаконные манипуляции с землей и ее застройкой. Вернее, не легализовать, а создавать условия для такой легализации.
Ну вот подумайте сами.
Давно уже говорится о том, что наша область катастрофически отстает в реализации проекта "переселение из ветхого и аварийного жилья". Кто спорит – это то, что должно делаться, и делаться быстро, иначе может оказаться и так, что переселять станет неоткуда, а то и некого (не дай бог!). Деньги предоставляют совместно федеральный центр (федеральный Фонд содействия реформированию ЖКХ) и местные органы (область и город); вместе получается вполне аппетитный кусок финансового пирога в 1 252 676 тысяч рублей. Но есть и условия: на предоставляемые суммы должно быть выкуплено у застройщика вполне определенное количество "квадратов", готовых не менее, чем на 70%, по вполне ограниченным расценкам. Желательно, чтобы компания, предоставляющая под этот заказ жилье, была одна, и только в том случае, если таковой не найдется, транш может быть разделен на несколько порций. Тогда их смогут получить компании, имеющие меньше почти готовых квартир.
И в той, и в другой схеме заинтересованы не одни, так другие структуры областного правительства. Одним интересно, чтобы в области нашелся такой крупный бизнес, который смог бы одним глотком "проглотить" сумму, которую вряд ли освоил бы в таком темпе и московский застройщик – это возможность быстро получить в область деньги и быстро их освоить. Другим интереснее, чтобы деньги получила "группа товарищей" помельче – тогда можно будет отчитаться о поддержке в области в рамках антикризисных мер нескольких предприятий строительной отрасли. Что деньги в таком случае пойдут мелкими порциями и с возможной индексацией "со знаком минус" – уже издержки производства. Кто полезнее для области – должен судить кто-то другой, но что деньги так или иначе, раньше или позже область должна получить – понятно всем.
Казалось бы, дело ясное. Проводится тендер, компании предоставляют сведения о своих почти готовых непроданных площадях (которых ввиду кризиса не так уж и мало), и те из них, которые предлагают лучшие условия, получают сначала 30% суммы на окончание строительства, а затем и оставшиеся деньги уже как компенсацию собственных затрат.
Но это только кажется. На деле же получается вот что:
В тендере почему-то принимают участие не только местные "строительные киты", но и фирмы-застройщики, о которых в Союзе строителей Иркутской области мало что знают, поскольку, по словам председателя Совета, предпочитают с ними дел не иметь. Ни у одной из фирм, кроме "ИркутскБайкалстроя", естественно, нет в заявках необходимого количества "метража" – ведь квартиры большей частью строятся с долевым участием, то есть практически уже куплены. Заявка же "ИркутскБайкалстроя" как бы (!) содержит все необходимое для выигрыша, ему и достается заказ. При этом некоторые участники тендера, хотя и знают, что на самом деле в состоянии 70-процентной готовности у победителя находится не более четверти требующихся квартир, уверены, что пересмотр результатов ничего не изменит. И это – даже несмотря на то, что по крайней мере один из объектов, предлагаемый к продаже под "госзаказ", а именно строящийся на ул. Петрова дом, фактически находится "под арестом". По словам старшего помощника областного прокурора Александра Семенова, в ходе проверок, проведенных прокуратурой Куйбышевского района, было выявлено, что компания "ИркутскБайкалстрой" строит дома без разрешительных документов.
С этой компанией вообще возникает довольно много вопросов. В частности, такой: почему-то ее владельцем и руководителем называет себя скандально известный в Иркутске Е.Кузнецов, а единственные учредители – Шемякины Анатолий Владимирович и Юлия Анатольевна – ничего не знают о том, что этот господин состоит у них в штате. Более того, ходят слухи, что учредители уже заявили, в том числе и в прокуратуру, что они к тендеру никакого отношения не имеют.
Что же касается самозваного "генерального директора" этой компании, то его имя уже прочно связано с такими аферами, как покупка на подставное лицо (к примеру, на ничего не подозревающую старушку) участка под индивидуальное строительство, а затем – возникновение на месте заявленного "коттеджа" стройки, но уже многоэтажек. Таких, не проходивших ни согласований, ни экспертизы, ни даже элементарного перевода земли в соответствующую категорию, проектов в Иркутске уже немало. Фирмы, которые в таких махинациях запачкались, назывались ООО "МетРоссо" и "РоссДСМ", и принадлежали они именно г-ну Кузнецову. А ведь даже те 30% от более чем 1,2 миллиарда рублей, которые должны поступить в распоряжение выигравшего тендер застройщика, достаточно солидный куш. Так что не вызывает особого удивления тот факт, что итоги конкурса сейчас, по довольно многочисленным заявкам различных структур, проверяются прокуратурой, а кроме того – контрольным управлением губернатора.
А что вызывает удивление – так это легкость необыкновенная, с которой финансирование передается в руки сомнительных дельцов под одно только обещание "всем сделать красиво". Так что если, в конце концов, город останется перед фактом "освоения" денег где-нибудь в оффшорах, то перед федеральным центром вся область окажется в весьма и весьма неприглядном виде. При уже имеющемся немалом количестве уголовных дел на чиновную братию регионального масштаба, увеличение этого числа на пару-тройку фамилий может оказаться просто фатальным для будущего Иркутской области. Если только уже не стало.