Москва? А что такое Москва? Если есть Байкал, Иркутск, Ольхон…
Наталья Бенчарова родилась в Казани, выросла в Подмосковье, окончила институт имени Плеханова в Москве, проработала не один год в крупной транснациональной корпорации…
А потом влюбилась в сибиряка и уехала жить на Ольхон. Часто бывает в Иркутске, имеет возможность сопоставлять. И вопрос, где жить, для неё давно и однозначно решён.
Почему я не живу в Москве? А почему вообще вся страна должна там жить? Странно, что множество людей из больших и малых российских городов так мучительно хотят туда попасть. Эти люди жертвуют многим из того, что действительно является важным для души: крепкой семьёй, дружбой, благополучием родных, собственным покоем, нервами и здоровьем, живут зачастую в самых неприглядных бытовых условиях, и от этого их характер неизбежно портится. И когда случайно встречаешься с ними в столичном метро, они говорят тебе: «Если бы ты знала, как я хочу отсюда уехать!» Но… никогда не уезжают.
Приведу случай из реальной жизни. Мужу моей знакомой иркутянки предложили интересную работу в Москве. Семья переехала, но, до получения кредита на квартиру, вынуждена была год жить в одной квартире с соседом-шизофреником. Моя знакомая с содроганием говорила о той жизни. Хорошо ещё, что они с мужем остались вместе, не развелись и не свихнулись.
Приехав, люди остаются жить в этом городе, как будто Москва уже поглотила их, как будто сам факт пребывания в САМОЙ ПЕРВОПРЕСТОЛЬНОЙ возвышает их в собственных глазах и в глазах окружающих, как будто они уже состоялись, просто физически пребывая там. Ясно, что в основном их притягивают туда деньги и возможность сделать карьеру. Увы, очень, очень немногие говорят об учёбе или о повышении квалификации.
Сама я вышла замуж за сибиряка и переехала на Байкал 12 лет назад. Сколько же всего успела сделать за эти годы! Родила двух сыновей, выучила французский, написала и издала две книги (одну на английском языке), начала писать стихи, совместно с мужем мы организовали 10 зарубежных поездок для школьников, из них 3 гастрольных поездки по Европе. Дети из Хужира два года назад съездили в Польшу, Германию и Париж. Театральный режиссер Влад Стаин, который уже 5 лет живет у нас в Хужире, специально для этой поездки поставил представление по мотивам русского фольклора. Получился интересный спектакль, значительную часть которого занимают игры со зрителями. Как взрослым, так и детям он всегда нравится, потому что постановка красочная и в ней может поучаствовать любой.
К лету Влад готовит ещё один спектакль под рабочим называнием «Скоморохи», где юные артисты тоже будут бегать, кувыркаться, показывать акробатические трюки. Такие поездки очень стимулируют интерес детей к географии, к изучению языков, сплачивают их, позволяют перерасти страхи. Попутно дети учатся, как вести себя в большом мире с разными людьми. И мы, взрослые, о каждом из них узнаём много нового. Кто-то оказывается щедрым, кто-то – жадноватым, кто-то – собранным и целеустремленным, а кто-то – трусишкой. Так, через других, лучше видишь и самого себя.
А как они слушают музыкальные концерты? Затаив дыхание! Жаль, что, вырастая, мы все постепенно становимся скучными взрослыми. Хорошо, когда внутри у нас навсегда сохраняется кусочек радостно-беззаботного детства. В путешествиях наши, ольхонские ребятишки узнают, как много в разных странах хороших людей, которые делают добрые дела. И чем младше и проще дети, тем быстрее они откликаются на эту доброту.
Я рада, что среди моих друзей преобладают отзывчивые люди. Люди, которые слушают, прежде всего, своё сердце, которые стремятся что-то придумать, чтобы отдать больше, чем взять. Они всегда будут для меня примером и источником радости.
Разве всё это было бы возможно, если б я продолжала жить в Москве? Никогда. Жизнь там – это в основном работа с раннего утра до поздней ночи, беспробудный сон в выходные, любимые дети, наблюдаемые на фотографиях, куча денег, растраченных не по делу. И никаких прежних друзей – ну кому может быть интересен такой однообразный человек?!
Я уезжала из Москвы сознательно, мне не нужно было никуда «бежать». Работа моя была интересной, очень хорошо оплачиваемой, она требовала ответственности и давала возможность роста. Все было замечательно. НО! Это было не всё. Основным смущавшим меня моментом был тот, что, занимая приличную должность в транснациональной корпорации, я остро чувствовала некоторую театральность происходящего вокруг. От меня требовалось быть хорошим статистом, гладко прилаженным винтиком в большой машине, производящей деньги. На стенах висели «Пять принципов работы компании», постоянно устраивались тренинги на уяснение смысла этих принципов. Предполагалось, что любой сотрудник руководствуется ими в каждодневной жизни.
И постепенно внутреннее подменяется внешним, правилами, по которым легко и просто научиться играть, но эта игра проходит мимо сути тебя самой. Увы, но «великое» дело, ради которого всё это происходило, так и не смогло стать для меня таковым. Всё большее и всё лучшее производство шоколада с единственной целью извлечения прибыли не смогло стать смыслом моей жизни! Хотя я до сих пор искренне благодарна за полученный опыт управления и организации производства.
Болезненными были и некоторые уроки. Приобретённые в таких условиях «друзья» на поверку оказывались людьми, лишь привычно игравшими заученную роль под названием «Я свой в доску». Некоторые носили эту маску много лет, от того так выверены были все нюансы игры. И главным в их жизни была преданность корпорации, хозяину, который их поит, кормит и хорошо заботится о них. Кормит именно за эту слепую преданность.
В общем, я решила поменять принцип: «Жить, чтобы много работать» на другой: «Работать, чтобы интересно жить». И вот как раз на Байкале мне жить нравится! Нравится эта естественность, простота, нравится преодолевать мелкие житейские неурядицы. Нравится жить в такой деревенской «тесноте», когда любой человек в любой момент может войти в твой дом. Ведь он входит потому, что ты ему действительно нужен, он знает, что ты – тот, кто может помочь.
Конечно, куда проще существовать, когда ты ни с кем вокруг не знаком. В Москве тебе сосед не нравится – ну и ладно. Ты можешь поменять квартиру, а потом и дом, работу и прочее. А мы на Ольхоне называем нашу жизнь жизнью «в подводной лодке». Здесь ты должен научиться ладить со всеми, всех понять и принять. И это очень важная внутренняя работа. Моих детей знают все, и для ребенка веским является аргумент: «Ты позоришь меня». Чем дальше дистанция от тебя до других, тем меньше ты обращаешь внимание на подобные «мелочи». Ты вполне можешь быть таким, каким ты удобен себе сам. Я вижу, что люди, живущие в больших городах, постепенно и становятся таковыми: приятными самим себе, но совершенно невыносимыми в близком общении. Конечно, этот процесс прежде всего зависит от внутренних установок каждого человека, я ни в коем случае не обобщаю, просто пытаюсь привести те основные тенденции, что заметила.
Родные, конечно, поначалу недоумевали. Бросить работу, квартиру, уехать к незнакомому человеку в никуда – для них это было верхом глупости. Естественно, они переживали за меня. А вдруг мой муж – проходимец, пьяница, лентяй и тунеядец? И обречена я на горькое житьё-бытьё в далёкой сибирской деревне. Но постепенно, приглядываясь, они увидели, что все их опасения не оправдались. Что, как говорится в умных русских сказках, «муж ей достался добрый и веселый», что жизнь наша постепенно налаживается. Мама два раза приезжала в гости, на всё посмотрела и огласила вердикт: «Что ж, это не так плохо, как я думала!». А раз не плохо, то и хорошо! Теперь мама любит всю нашу семью и по всем нам скучает. Конечно, жаль, что мы живем так далеко друг от друга, часто в гости ездить не получается. Но когда знаешь, что у другого всё в порядке, на сердце спокойно.
Иркутск мне тоже симпатичен. Я уже многих здесь знаю. Весело идти по улице Карла Маркса и раскланиваться со встречными людьми. Здесь всё успеваешь сделать за один день. Даже пройти почти полгорода пешком из Академгородка до центра, что я иногда и практикую. После Москвы к этому долго привыкаешь. Там за день можно попасть только в одну организацию или увидеться с одним человеком - и всё, остальная жизнь проходит в метро, автобусах, пробках. Здесь же у тебя остается уйма времени. Мне нравится относительная неспешность людей, их вдумчивость и прямота. Здорово, что осенью на рынке люди продают то, что вырастили или сделали сами. Это уже очень редко встретишь в Москве. Да мне много чего здесь нравится!
И – не нравится. Постепенно город меняется, но до сих пор он мне не кажется чистым, красивым и уютным. В своё время меня поразило мнение голландских путешественников о России. Они написали в своей книге, что первым делом после революции большевики провели везде электричество, чтобы заставить людей смотреть телевизор, по которому транслировали идеологические программы. Увидел что-то по телевизору – значит, это правда. И до сих пор во многом это верно.
Но никогда власти не думали о канализации, более насущной проблеме современного Иркутска. Или о мусоре. Центр в выходные города представляет собой помойку. Если захочешь прогуляться по набережной до Знаменского монастыря, приходится идти по кучам мусора. Город должен быть чище, в нём должно быть больше красивых парков, в которых можно посидеть на траве, поиграть с детьми, просто прогуляться. Необходим современный концертный зал, больше спортивных залов для командных игр: волейбола, баскетбола, в которые наверняка с удовольствием играла бы молодежь. Здесь сейчас много строится, и хочется, чтобы жизнь иркутян расцвела, чтобы больше было действительно интересных событий. Власти должны обеспечивать условия для самореализации людей, это одна из самых важных, как мне кажется, задач.
Читая жизнеописания горожан, живших до революции в так называемой провинции, встречаешь интересные факты. Оказывается, эти люди много читали, общались, обсуждали прочитанное, играли на различных музыкальных инструментах, путешествовали. Их жизнь была зачастую намного проще, глубже и богаче жизни людей в столицах, людей так называемого «высшего света». И мне хочется, чтобы иркутяне чувствовали радость от того, что живут они в таком замечательном городе, не очень большом, но и не очень маленьком, как раз таком, в котором у каждого человека есть возможность реализовать свои таланты.
В заключение мне хочется сказать вслух то, что я часто говорю себе: мы всё можем и должны сделать сами. Нам ежедневно нужно потихоньку меняться самим и стараться изменить мир вокруг себя к лучшему. А для этого совсем не нужно жить в Москве, не так ли? Иркутск – замечательный старинный город с богатейшей историей, вокруг него так много красивейших мест. Мой приятель-датчанин, с которым мы гуляли по Иркутску, рассказал мне, что в Дании есть город, который ежегодно посещают 2 миллиона человек. Просто потому, что в нем сохранена традиционная деревянная архитектура. Именно сохранена, а не оставлена догнивать и догорать.
И ещё. В Иркутске, единственном городе на очень много вёрст кругом, находятся мощи святого, чтимого во всей России, – святителя Иннокентия Иркутского. Иными словами, в нём есть, на мой взгляд, всё, с чего можно начинать работу.
Было бы кому!
Наталья Бенчарова
ОБЪЯВЛЕНИЕ
Доставляем журнал "Иркутские кулуары" нашим читателям. Стоимость доставки 100 рублей. Телефон службы доставки: 8-964-1257227.
Весь номер журнала в формате PDF: http://rubabr.com/kuluar/10.pdf