Всемирное природное наследие под угрозой
Уничтожение грозит уникальным реликтовым степям Прибайкалья, расположенным в центральной экологической зоне Байкальской природной территории от Бугульдейки до Онгурена.
В результате массированной застройки побережья в ближайшее время могут исчезнуть «краснокнижные» виды растений и животных, включая и те, что обитают только здесь и нигде более на планете. Ведь по уровню биоразнообразия и количеству редких видов данная территория не имеет себе равных не только в Иркутской области, но и во всём Байкальском регионе.
Разрушение окружающей природной среды видно нево.оружённым глазом. Бухты Малого Моря в популярных местах массового отдыха обезображены до такой степени, что в эти места с умирающей природой уже не хочется возвращаться. Если берега Малого Моря будут и дальше хаотично застраиваться многочисленными туристическими базами, этот участок потеряет свою неповторимость.
В настоящее время муниципальные образования Ольхонского района настаивают на утверждении «Схемы планирования в Ольхонском районе», на основании которой будут вправе сами осуществлять перевод земель из категории сельскохозяйственных в рекреационные. Речь идёт о 110 тыс. га бывших колхозных земель Ольхонского района, расположенных на западном побережье Байкала от Бугульдейки до Онгурена и на острове Ольхон. Потеря охранного статуса этих земель, за счёт которых запланировано значительное расширение населённых пунктов и создание на заливах юга Малого Моря рекреационной туристической зоны, приведёт к печальным последствиям. Перевода земель из категории «сельскохозяйственные» в «рекреационные» давно ждут все, кто хочет узаконить права на уже полученные а аренду земельные участки, и ещё большее число желающих получить новые участки на берегу. К чему это приведёт, видно на примере заливов Мухор и Куркут, где уже не осталось ни одной свободной от строений бухты. При этом из 50 турбаз на берегу Малого Моря только у 12 есть право аренды земли и ни у одной — права собственности. А нужно ли Байкалу такое количество баз, большинство из которых работает только три-четыре летних месяца, не имеют никаких очистных сооружений и элементарных санитарных удобств? Так, например, в заливе Куркут, отделённом от залива Мухор полуостровом Улан-Хада, построено девять туристических баз, только в двух смежных небольших бухтах Радость-1 и Радость-2 находится 213 отдельно стоящих строений, возле которых уже не осталось зелёного покрова — сплошная вытоптанная пыльная пустыня. Это больше напоминает рабочий посёлок. Постановлением СМ РСФСР № 71 от 13.02.1986 г. 110 тыс. га степей сельхозпредприятий Ольхонского района были включены в состав Прибайкальского национального парка без изъятия из хозяйственной эксплуатации. Земли относились к категории сельхозназначения, на них разрешалось только традиционное хозяйство (выпас скота, сенокошение). Шли годы, поток туристов в район Малого Моря возрос. Земли стали объектом ажиотажного спроса, и, несмотря на исключительно сельскохозяйственное назначение, по разрешению Ольхонской районной администрации на них началось строительство коттеджей и дач в наиболее удобных для отдыха заливах южной части Малого Моря. Экологический туризм бесперспективен на побережье, сплошь застроенном туристическими базами.
Пока продолжаются дискуссии о возможном создании дополнительного участка ОЭЗ «Ворота Байкала» на Малом Море, интенсивная незаконная застройка побережья в этом районе и купля-продажа аренды земельных участков приобретают всё больший размах. Совсем скоро сплошная застройка береговой полосы Малого Моря, гигантские металлические опоры ЛЭП, протянувшейся по берегу, обезобразят природный ландшафт до такой степени, что он потеряет свою исключительность.
Выполненный ФГУП «Госземкадастрсъёмка» документ под названием: «Схема планирования рационального использования земель сельскохозяйственного назначения и их охраны на территории муниципального образования — Ольхонский район» вышел на стадию утверждения. В случае перевода этих земель в рекреационные, оставшиеся ещё незастроенными участки байкальского побережья будут с выгодой распроданы, для дикой природы просто не останется места.
Кстати
Мы уже поднимали эту тему на страницах «Аиф в Восточной Сибири» в марте, когда на заседании правительства Иркутской области обсуждался проект схемы планирования Ольхонского района, разработанный ФГУП «Госземкадастрсъёмка». Тогда было решено принять схему за основу и доработать её с учётом предложений всех заинтересованных ведомств и организаций. На днях должно состояться очередное заседание рабочей группы, однако на него не приглашены представители Прибайкальского национального парка и общественной организации «Байкальская экологическая волна».
— Речь идёт о 110 тыс. га земель, которые представляют собой наиболее ценную часть ключевой орнитологической территории международного значения, — поясняет Виталий Рябцев. — К сожалению, в выполненном ФГУП «Госземкадастрсъёмка» документе за счёт этих земель запланировано значительное расширение населённых пунктов и создание на южных заливах Малого моря рекреационной зоны. При этом обещанная национальному парку компенсация застроенных территорий ценными в природном отношении землями в схеме никак не отражена.
Сейчас Гринпис России написал письмо в правительство Иркутской области с просьбой учесть природную ценность застраиваемой территории, а также тот факт, что речь идёт об «участке всемирного природного наследия ЮНЕСКО». Кроме того, экологи направили письмо на имя министра природных ресурсов и экологии РФ Юрия Трутнева. На защиту национального парка встал и Международный союз охраны птиц.
Пока ни на одно из писем не получено официального ответа, но экологи надеются, что к их мнению всё-таки прислушаются.