Стратегическая периферия
Байкальский регион оторвался от Сибири.
Министерство регионального развития РФ опубликовало на официальном сайте проект Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области на период до 2025 года. В мае документ должен поступить в правительство. Примерно в это же время будет рассмотрена Стратегия развития Сибири до 2020 года. Глядя в оба документа, понимаешь, что Иркутская область, равно как Бурятия и Забайкальский край, в полной мере уже не является сибирским регионом. Три субъекта объединены в Байкальский регион.
За публикацией проекта стратегии не последовало комментариев официальных лиц. Хотя датированный 15 апреля документ, который активно собирался в течение последнего полугода, вряд ли должен претерпеть серьёзные изменения. Дело в том, что уже в мае он должен быть внесён в Правительство РФ. «Конкурент» при внимательном рассмотрении трёхсотстраничного проекта стратегии не нашёл в ней ничего неожиданного. Всё это когда-то уже озвучивалось властями.
Четыре точки роста
Авторы стратегии в Иркутской области выделяют четыре зоны опережающего экономического роста: Иркутская агломерация, Ленско-Ангарское Прибайкалье, Байкальская туристско-рекреационная и Братско-Усть-Илимская промышленная зоны. На базе Иркутской агломерации предполагается сформировать транспортно-логистический комплекс национального значения. Такие же будут сформированы в Хабаровске и Владивостоке. В Иркутске, как административном центре области, сосредоточены основные финансовые, научно-образовательные, культурные функции. Помимо этого Иркутская агломерация является основным пунктом туристического транзита на Байкал.
Основу современной специализации Братско-Усть-Илимской зоны составят обрабатывающие производства: металлургическое (в Братске и Тайшете), лесоперерабатывающий комплекс (Братск, Усть-Илимск и др.), добыча полезных ископаемых – железной руды, золота, нефти, железнодорожный и трубопроводный транспорт.
В стратегии получили отражение планы региональных властей по расширению Байкальской туристско-рекреационной зоны за счёт Байкальска и Мангутая в Слюдянском районе и Малого моря в Ольхонском. В документ также попала идея создания в границах Байкальской ОЭЗ научно-образовательного центра, направленного на изучение байкальской экосистемы, разработку технологий биологической очистки воды и технологий эффективного использования газовых гидратов. «В рамках зоны необходимо предусмотреть создание на Байкале Международного научно-образовательного центра «Байкал» (МНОЦ), ориентированного на проведение научных исследований учёными оз. Байкал, обучение с использованием озера как образовательного объекта и, главное, на создание площадки для внедрения инновационных проектов и стартапов в области экологически ориентированной экономики», – говорится в стратегии. Эта идея родилась в Иркутске, и эксперты прочат ей интересное развитие. Место базирования центра пока не определено.
Ленско-Ангарское Прибайкалье станет территорией концентрации производительных сил и инфраструктуры в притрассовой полосе Байкало-Амурской магистрали. В этой зоне выявлены и разведаны значительные запасы различных твёрдых полезных ископаемых (железная руда, золото, слюда, калийные соли), а также нефтяные и газовые месторождения. Наибольший эффект от освоения территории будет получен при комплексном использовании ресурсов, включая нефть, газ, калийные соли, железные руды, уголь, сырьё для производства строительных материалов.
На основе взаимосвязанного формирования и развития Братско-Усть-Илимской зоны и Ленско-Ангарского Прибайкалья будет сформирован Северо-Сибирский индустриальный пояс, который станет связующим звеном следующих проектов пространственного развития: Нижнего Приангарья (Красноярский край), юга Якутии, а также Забайкальского края и Бурятии. Основной предпосылкой для формирования Северо-Сибирского индустриального пояса являются значительный природно-ресурсный потенциал в северных районах Иркутский области и уже имеющийся производственный потенциал, созданный в рамках Среднеангарского территориально-производственного комплекса. Будущую специализацию зоны авторы стратегии связывают с развитием обрабатывающих производств, добычей полезных ископаемых, увеличением объёмов лесозаготовки, модернизацией имеющихся и строительством новых предприятий по глубокой переработке древесины и инфраструктуры связи, коммуникаций, обеспечением производственных мощностей электроэнергией и газом, развитием транспортной инфраструктуры.
Поделили между Иркутском, Хабаровском и Владивостоком
Следует отметить, что вопросам формирования транспортной инфраструктуры в стратегии уделено большое внимание. К 2025 году планируется завершить строительство участков автодороги «Вилюй». Начнётся прокладка железнодорожной ветки Нижневартовск – Усть-Илимск. Предусмотрены строительство аэропорта «Иркутск-Новый», реконструкция аэропорта Братска и развитие аэропортов местных воздушных линий. Аэропорты Иркутска, Хабаровска и Владивостока будут развиваться как международные узловые. Планируется развитие внутреннего водного транспорта за счёт технического перевооружения с созданием терминального логистического комплекса в порту Осетрово (такие же комплексы предполагается создать на базе портов Хабаровск, Благовещенск, Поярково, Покровка, Зея, Свободный, Якутск, и др.).
Развитие системы высшего образования на территории Дальнего Востока и Байкальского региона связано с созданием трёх крупнейших образовательных центров мирового уровня, способных обеспечить прорыв в инновационных технологиях, – Дальневосточного федерального университета, Азиатско-Тихоокеанского политехнического университета на базе Тихоокеанского государственного университета в Хабаровске, Байкальской международной бизнес-школы. Есть в документе и проект Байкальского центра нанотехнологий в Иркутске.
Федеральная сеть медицинских учреждений будет развиваться за счёт создания трёх центров высоких медицинских технологий федерального уровня для жителей Дальнего Востока и Байкальского региона – Хабаровского федерального центра сердечно-сосудистой хирургии мощностью около 6 тысяч операций в год, Приморского федерального центра травматологии, ортопедии и эндопротезирования (до 5 тысяч чел. в год), Иркутского федерального центра травматологии, ортопедии и эндопротезирования с аналогичной мощностью.
Разработчики намерены сохранить существующую на данный момент численность населения и трудовых ресурсов на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе, о чём сообщается в преамбуле стратегии. Это, на взгляд чиновников, в среднесрочной и долгосрочной перспективе станет одним из главных условий развития территории, которое связано с освоением сырьевых ресурсов. Сейчас в двух макрорегионах сосредоточен значительный демографический потенциал: суммарная численность населения составляет более 11 млн. человек (7,8% от общей численности населения Российской Федерации). Ключевым средством для решения этой задачи является создание «комфортной среды обитания человека», констатируют разработчики проекта стратегии.
При этом качество и доступность услуг должны превышать среднероссийский уровень для компенсации неблагоприятных природных, климатических и географических условий проживания населения. Для решения этой задачи предусмотрена федеральная поддержка с применением повышающих коэффициентов при определении объёма софинансирования из федерального бюджета расходных обязательств региональных и местных бюджетов. Но она, по задумке авторов, должна направляться при условии проведения органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления «единой государственной политики в социальной сфере и градостроительстве» на территории Дальнего Востока и Байкальского региона.
Удалили из Сибири
Один из собеседников «Конкурента» считает, что немногословность представителей власти, воздерживающихся от комментариев по стратегии, можно понять. «Иркутские чиновники страхуются», – предположил он. Формально поводом для критики могут стать сроки, на которые рассчитана стратегия. В отличие от Стратегии-2020 и Стратегия развития Сибири до 2020 года, она имеет более продолжительное действие – до 2025 года. Сейчас разрабатывается Стратегии развития Сибири, где Байкальский регион также фигурирует, но весьма условно. Её разработку курирует полпред Анатолий Квашнин. В число крупных региональных центров разработчики этой стратегии не внесли ни Улан-Удэ, ни Читу, ни Иркутск. В отличие от Красноярска, Новосибирска, Томска, Кемерова, Омска, Абакана, Барнаула, Горно-Алтайска и Кызыла, которым этот статус авторы вверили. В таких центрах «будут сконцентрированы кадры высокой квалификации, для которых необходимым условием проживания будет высокий уровень качества жизни, соответствующий первому уровню целевых индикаторов комфортной среды обитания человека». Ни один из объектов Байкальского региона не включён Стратегией развития Сибири в число зон опережающего роста. Документ подробно описывает лишь ресурсный потенциал Иркутской области, Забайкальского края и Бурятии.
Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области на период до 2025 года и впрямь небезупречна. Она переполнена деталями, к примеру, власти Бурятии, стремясь застолбить конкретные объекты в федеральном документе, вписывали в него в том числе и количество детских садов, которые необходимо построить в каждом районе республики. Вероятно, эта же мотивация заставила прописать авторов целый абзац о строительстве новой школы «в р.п. Усть-Уда Иркутской области, удовлетворяющей санитарным нормам и правилам организации образовательного процесса, взамен деревянных зданий, перенесённых из зоны затопления при строительстве Братской ГЭС, постройки 1930-х годов и 1960-х годов, износ которых составляет 86–100%». Надо отметить, что это единственное среднее учебное заведение в Иркутской области, обозначенное в стратегии.
Документ также имеет некоторые географические недоразумения. Например, его авторы полагают, что «в Байкальском регионе будет проведена реконструкция аэропортов Абакана, Братска, Бодайбо, Усть-Кута, Киренска» (Абакан – столица Хакасии. – «Конкурент»). Или отмечается, что «развитие газотранспортной системы и газоснабжения в западной и южной части региона будет осуществлено на основе Ковыктинского газового месторождения», хотя ОАО «Газпром» настаивает на поставках с Чиканского месторождения.
Документ не идеален и заслуживает критики, тем не менее, как отмечают опрошенные «Конкурентом» эксперты, даёт представление о том, как может выглядеть Байкальский регион, пусть и учитывает текущие потребности населения. Зато он содержит то, чего ждут люди: в него, к примеру, попали проект ликвидации ртутного загрязнения в Усолье-Сибирском и мышьякового в Свирске, строительство в Иркутске концертного комплекса, модернизация канализационно-очистных сооружений Иркутска и строительство мусороперерабатывающего комплекса. Впрочем, стратегия и не предусматривает роста населения. По крайней мере, в Иркутской области «нулевой коэффициент естественного прироста» прогнозируется как на 2010-й, так и на 2015 год. Экспертное сообщество допускает, что документ будет меняться ещё до того, как попасть в правительство, и нет гарантий, что в интересах региона.