Иркутская тишина
Конкурс на лучший гимн областного центра прошёл впустую.
Накануне празднования 350-летия города, которое состоится в 2011 году, городская Дума Иркутска решила подарить городу гимн. Впрочем, Дума ли? Действительно, думская комиссия по социальной политике рассмотрела этот вопрос 17 декабря 2008 года. Однако постановление мэра Иркутска Владимира Якубовского № 031-06-3254/8, утверждающее положение о проведении отбора, датировано 16 декабря, то есть днём раньше. Значит ли это, что инициатива принадлежала всё-таки мэру?
Пока в уставе города нет ни слова о гимне. Обосновывая его полезность и необходимость, в положении об отборе городские чиновники написали, что гимн города понадобился «в целях создания для жителей Иркутска условий для организации досуга, обеспечения художественного и эстетического воспитания молодого поколения на основе лучших творческих традиций, создания новых музыкальных произведений, посвящённых традициям и особенностям города Иркутска». Если смысл фразы от читателя ускользнул, не беда…
Требования к участникам отбора и проекту гимна изложены более внятно. К отбору допущены физические лица, творческие союзы, коллективы и различные организации. «На отбор принимаются произведения, представляющие собой совокупность музыки и текста в неразделимом единстве, а также музыки и текста в отдельности, выполненные на высоком профессиональном уровне, носящие торжественный, жизнеутверждающий характер». Составители положения подчеркнули, что проект гимна должен «воспевать любовь к родному городу, отражать исторические события, патриотические, культурные и трудовые традиции города Иркутска».
Для отбора администрация создала специальную комиссию, которую возглавила заместитель мэра Иркутска, председатель комитета по социальной политике и культуре Валентина Вобликова. Заместителем председателя стала, естественно, Светлана Домбровская, начальник управления культуры этого же комитета. Кроме указанных руководителей в комиссию вошли председатель Иркутского отделения Союза российских писателей Татьяна Андрейко, председатель Иркутского отделения Союза писателей России Василий Козлов, депутат городской Думы Геннадий Русских, музыковед, директор иркутской филармонии Марина Токарская, иркутская пианистка и методист музыкальной школы Ольга Ершова и другие. Вместе с приглашёнными экспертами в работе комиссии приняли участие более десятка человек.
Сам механизм отбора предполагал прослушивание и оценку комиссией проектов гимна под номерами. Критерии отбора в положении были определены следующим образом: соответствие текста и музыки гимна требованиям (три куплета, четыре четверти, а содержание должно «воспевать» и «отражать», как было сказано выше); произведение должно соответствовать музыкальным канонам и иметь определённый художественный уровень. Победитель выявляется простым большинством голосов членов комиссии, получает поощрительный приз в 50 тысяч рублей (невеликий доход, кстати, особенно если учесть расходы на грамотное исполнение, запись и сведение трека), а городская Дума – хлопоты с внесением изменений в устав города Иркутска и утверждением гимна на очередной сессии.
Согласно положению, отбор должен быть произведён с 11 по 20 апреля 2009 года. К сожалению, в процессе «отбора» участие горожан не было предусмотрено. Ни само положение об отборе, ни тексты гимнов, представленных участниками, не предполагалось публиковать или знакомить с ними иркутян. Достоянием гласности должны были стать только итоги отбора, а до населения планировалось донести лишь конечный продукт – из репродукторов во время массовых мероприятий.
По словам Светланы Домбровской, комиссия намеренно не афишировала тексты, которые приняли участие в конкурсе, чтобы не травмировать психику авторов: «Для чего их публиковать? Предположим, человек написал стихи, и они плохие. Но он сделал от всего сердца». На процедуру отбора была опущена завеса секретности, и судить о текстах и мелодиях, представленных на конкурс, мы можем только по крохам информации, которые случайно попали в Сеть. Несколько текстов, претендовавших на то, чтобы стать гимном города, выложил в Интернете иркутский блогер журналист Александр Верхозин. Вот, например, отрывок из произведения, которое, по информации Верхозина, представил на отбор депутат городской Думы Геннадий Русских (который, кстати, специально для этого взял самоотвод из состава комиссии по отбору):
Иркутск – частица дорогого нам Отечества.
Мы вместе в радости и в тяжкую пору.
Мы сохранили мир во имя человечества
И всей Россией покорили Ангару.
А вот строфа из гимна, посвящённого Иркутску, поэтессы Любови Гибадуллиной:
Остров Юности, парки, фонтаны,
В кружевах старину сохранил,
Претворяешь мечты, строишь планы,
Ты на дружбу весь мир вдохновил.
Пойдём навстречу Светлане Ивановне и не будем травмировать психику авторов комментариями. Скажем лишь, что далеко не все иркутяне разделили подход администрации в поиске торжественного и жизнеутверждающего гимна города. Для многих, и в первую очередь для старшего поколения горожан, Иркутск прежде всего ассоциируется с песней «Середина Земли» на стихи Марка Сергеева.
Действительно, выражение «Любимый Иркутск – середина Земли» давно стало крылатым: поисковая система Яндекс в Интернете показывает 75000 ссылок и упоминаний этих строк в самых разных сочетаниях. Один из иркутских сайтов даже провёл опрос: «Нужен ли Иркутску новый гимн?». Из 434 проголосовавших (на момент выхода номера газеты) за то, что у города уже есть гимн «Любимый Иркутск – середина Земли», высказались 65,9%. Кстати, вторым популярным ответом (12,9%) в опросе стала формулировка: «Да, новый гимн нужен. Но я боюсь, что в итоге победит самый бесталантливый и пафосный».
Именно уверенность в том, что простая, запоминающаяся и хорошо известная иркутянам песня «Середина Земли» является лучшей мелодической и текстовой основой для гимна Иркутска, подвигло команду единомышленников представить в комиссию по отбору аранжировку песни «Середина Земли», соответствующую требованиям отбора. В оркестровке иркутского композитора Дечебала Григоруцэ её исполнили Губернаторский симфонический оркестр иркутской филармонии под управлением заслуженного деятеля искусств России Олега Зверева и солисты Майдар Аюуш и Татьяна Ларина.
Появление среди участников отбора нового претендента не прошло без внимания. Участники отбора Анатолий Змиевский, Татьяна Ясникова и Вячеслав Липин направили в комиссию письмо, в котором заявили, что если участники отбора Е. Туманян и М. Сергеев не представили организаторам отбора подписанную ими заявку, то и к участию в отборе они не допускаются. Более того, по мнению троицы, подписавшей это письмо, лица, участвующие «прямо или косвенно в этом «проекте», нарушили Закон «Об авторском праве и смежных правах», а следовательно, и сама запись является контрафактной и подлежит конфискации и уничтожению.
Содержание этого письма является курьёзом, начиная от циничного требования представить подпись покойного Марка Сергеева и вплоть до попытки творчески переосмыслить положения Закона «Об авторском праве и смежных правах», который прекратил своё действие ещё в январе 2008 года в связи со вступлением в силу части четвёртой Гражданского кодекса Российской Федерации. Однако атмосферу, в которой проходил отбор, и особенно нравы, царящие в среде иркутской творческой интеллигенции, документ характеризует достаточно выпукло.
Наконец, 17 апреля состоялось заседание комиссии по отбору. Прождав неделю опубликования официального решения, редакция решила выяснить, завершилась ли работа над вариантами гимна. За итоговым протоколом комиссии пришлось охотиться, как агенту Малдеру за секретными материалами, но администрация не сдалась и протокол так и не выдала. По словам заместителя председателя комиссии Светланы Домбровской, в комиссию по отбору поступила 51 заявка, по формальным признакам к прослушиванию были допущены только 28: «Отслушав 28 произведений, комиссия пришла к выводу, что среди них гимна как такового нет. Комиссия отметила и рекомендовала управлению культуры пять лучших произведений песенного жанра, которые будут впредь звучать в День города, однако решение о гимне не приняла».
Новый вариант песни «Середина Земли» комиссию тоже не удовлетворил. По мнению Светланы Домбровской, торжественное исполнение «не сделало песню лучше». Другой эксперт, Марина Токарская, которая, заметим, как директор филармонии участвовала в подборе исполнителей и рекомендовала автора оркестровки, тоже осталась недовольна: «Лирическое очарование этой песни было скрыто, а оно составляло главное своеобразие. Жанр песни изменился, но впечатления полноценного гимна у комиссии не создалось».
Другие эксперты, принимавшие участие в работе комиссии, рассказывают, что обсуждение этого номера было весьма бурным. Например, иркутский поэт Владимир Смирнов (Скиф) утверждал, что с поэтической точки зрения стихотворение «Любимый Иркутск – середина Земли» слабое, и вообще, он уверен, что если бы Марк Сергеев был жив, то он нипочём не стал бы предлагать своё произведение на конкурс.
Светлана Домбровская считает, что в 2010 или 2011 году конкурс может быть повторён. Она не считает отсутствие результата неудачей, поскольку конкурс «дал толчок творчеству местных авторов». Правда, по словам той же Домбровской, из плодов этого творчества отобрать ничего не вышло, потому что «в воздухе носятся одни и те же заезженные мелодии, а тексты и рифма оставляют желать лучшего». Возможно, считает начальник управления культуры, в будущем к участию в конкурсе следует привлечь известных композиторов, которые предложили бы свои варианты гимна на стихи иркутских поэтов. «Нам хотелось, чтобы это произведение было полноценным в музыкальном отношении и с очень хорошим текстом. Пока гимн оказался иркутским авторам не по зубам, – заявила музыковед Марина Токарская. – Кроме того, не надо забывать, что гимны не рождаются, гимнами становятся».
Идея привлечь столичных композиторов к написанию городского гимна в своём роде беспроигрышна: надо полагать, напишут. В конце концов, заочный союз у Сергеева и Туманян сложился удачно. Жаль лишь, что иркутская творческая интеллигенция высекла сама себя: вместо того чтобы со всей энергией подключиться к творческому процессу и подарить городу достойный гимн, она расписалась в том, что Иркутск уже не может претендовать на культурную и музыкальную самобытность.
Возможно, вопрос о гимне города лучше действительно оставить на усмотрение всех иркутян, а не только избранных чиновниками специалистов? Ведь настоящая гимническая музыка по природе своей глубоко социальна и подлинным гимном станет лишь та мелодия, которую подхватит и запоёт народ, как поёт, пожалуй, песню «Любимый Иркутск – середина Земли». Ну, а пока тишина будет лучшим гимном для города Иркутска.