Вузам скомандовали ФАС
Россия не доросла до страхования в образовании
Фото: Сергей Иванов
Федеральная антимонопольная служба сочла сферу образования чрезвычайно заорганизованной и монополизированной. Среди предлагаемых мер — ограничение роли государства, уравнивание прав госвузов с негосударственными, введение страхования образования и договоров вуза со студентами. Часть предложений, по мнению образовательного сообщества и чиновников, являются преждевременными.
До 2007 года борьба ФАС с происками монополистов не затрагивала образования. Затем в ведомстве появилось подразделение по защите конкуренции в социальной среде, и машина закрутилась. Эксперты сочли, что сложившийся в стране “порядок отличается избыточным государственным регулированием и отсутствием действенного государственного контроля, не гарантирует получение качественного образования и не создает возможности для справедливой конкуренции”, — сообщил участникам последнего заседания РОСРО глава ФАС Игорь Артемьев. Чтобы избавиться от этих бед, ведомство предлагает принципиально изменить систему высшего образования России. И с этой целью подготовило ряд законопроектов, проходящих сейчас последние согласования.
Высшее образование: перезагрузка
Центральная идея ФАС — покончить со всеми родимыми пятнами социализма в отечественном образовании разом. Сделать это предлагается, превратив рынки образовательных услуг в поле битвы реальной конкуренции. А именно: преодолеть закрытость системы образования и обеспечить ее устойчивую связь с потребностями общества; снизить барьеры входа на рынок образовательных услуг и повысить ответственность образовательных учреждений за качество и полноту предоставляемых услуг. И даже установить равные условия доступа к госпрограммам развития образования для государственных и частных вузов. То есть круто изменить жизнь всех участников образовательного процесса — учащихся, вузов и госструктур управления образованием.
Роль последних, например, должна заметно снизиться. Для начала должны исчезнуть избыточные и неэффективные процедуры лицензирования и аккредитации образовательных учреждений, а главное, так называемый паразитический аутсорсинг. Или многочисленные конторы, созданные органами госвласти и ведущие от их имени коммерческую деятельность в образовании: выдачу платных справок и экспертных заключений, необходимых для госаккредитации учебных заведений, и справок частным лицам. Лишь в октябре, рассказал Артемьев, проверка ФАС подтвердила правомерность жалобы гражданина на слишком высокую цену за услуги по подтверждению российских документов об образовании (апостиль). Ее, по словам главы антимонопольного ведомства, задрали фирмы, которым были делегированы государственные полномочия. “Это — узаконенные коррупционные отношения”, — констатировал он.
Сама процедура лицензирования, особенно повторного, по мнению экспертов антимонопольного ведомства, должна упроститься и стать более четкой. При этом соискателей обяжут предоставлять не только данные об условиях обучения, но и “Обязательства по развитию” учебного заведения, включая предполагаемые учебные программы и планы, а также прогнозируемые результаты обучения. Революционное по российским меркам желание оценивать работу вузов по качеству предоставляемого ими образования приведет к столь же революционным последствиям. Право решать вопросы лицензирования перейдет от чиновников к экспертам образовательного сообщества, набираемым из пяти ведущих вузов страны, а все их решения станут гласными: протоколы комиссии о предоставлении или отказе в аккредитации с лицензированием будут публиковаться, причем за подписями экспертов (до сих пор считалось, что независимость оценок обеспечивает их анонимность).
А вот контроль за качеством образования останется за чиновниками и будет ужесточен. “Принципиальной позицией ФАС является введение процедур подтверждения качества образования после первых двух лет обучения”, — заявил Артемьев. И если контрольная проверка выявит, что оно не соответствует стандартам, Рособрнадзор получит право досрочно отозвать лицензию вуза, что также будет закрепляться законом.
В итоге, обещают в ФАС, выиграют студенты. Тем более что их отношения с вузами перейдут в гражданско-правовую плоскость, и сразу двумя путями: их узаконят договоры на обучение и страхование образовательной ответственности, включая “обязательное страхование рисков неисполнения или ненадлежащего исполнения образовательным учреждением всех платных договоров на оказание образовательных услуг”. Это, по словам Артемьева, юридически закрепит взаимные обязательства сторон, что сразу упорядочит всю систему высшего образования.
Не за студстрах, а за студсовесть
В известном смысле, инициатива ФАС упала на подготовленную почву: в том, что нужны перемены, не сомневается никто. Более того, Рособрнадзором и Минобрнауки подготовлен законопроект, решающий многие задачи, поставленные ФАС, сообщила глава Рособрнадзора Любовь Глебова. Его принятие, например, упростит выдачу лицензий, покончит с платной экспертизой и введет промежуточный контроль за качеством образования. Сроки же лицензирования значительно сокращены уже сейчас, добавила Глебова. А заодно упрощена процедура для новых образовательных программ.
Не сомневаются эксперты и в необходимости прозрачности информации о вузах. А РОСРО, по словам главы совета Ярослава Кузьминова, уже определил, какая информация должна обнародоваться в первую очередь. Это “во-первых, наличие государственной аккредитации и лицензий; описание учебно-лабораторной базы; адреса общежитий и наличие инфраструктур, включая клуб и спортзалы. Во-вторых, состав преподавателей; перечень образовательных программ с учебными планами; количество вакантных бюджетных места на каждом курсе; средние заработки преподавателей и наличие вакансий. В-третьих, траты вуза; количество стипендий и грантов; количество победителей олимпиад; проходной балл по итогам прошлого года; научные исследования, которые ведет вуз”. Любой вуз с хорошими показателями — государственный или частный — может претендовать на бюджетные места, согласились участники заседания.
А вот к остальным идеям ФАС нужно подходить осторожно, предупредили они. Большие сомнения, например, вызывает предложение отдать на откуп пяти вузам лицензирование и аккредитацию всех остальных. Кроме того, “образование — не только рынок услуг, но и социальное благо, — напомнил ректор РУДН Владимир Филиппов. — А значит, не все в этой области можно решить с помощью одной лишь конкуренции”: прав граждан на бесплатное среднее и начальное профессиональное образование никто не отменял. Не готова страна и к введению страхования образования, решили участники заседания. Для вузов, обескровленных кризисом и демографическими проблемами, оно обернется дополнительной данью страховым компаниям. А это тут же скажется на стоимости обучения и в конечном итоге ударит и по гражданам, предупредили они.