Горечь Победы
Все дальше в прошлое уходит Великая Отечественная. Совсем немного осталось участников, свидетелей, современников войны. А как воспринимает те события нарастающее большинство родившихся позже?
За прошедшее время официальная версия периода 1941-1945 годов неоднократно менялась. При Сталине в газетах, книгах, кинофильмах изображали игру в одни ворота, бесшабашный разгром карикатурных дураков. Собственно, тогда "всамделишную" войну помнили все, но такова была верховная воля, да и правды никто (или почти никто) не ждал.
При Хрущеве и Брежневе перекосов стало меньше - признаны большие потери с нашей стороны, некоторые из допущенных ошибок. Гитлеровцы наконец-то объявлены очень сильным противником, а отсюда возросло и значение Победы. Правда, часть искажений осталась (и даже появились новые), а множество неудобных фактов замалчивалось. Попытки их обсуждения с порога объявлялись стремлением "принизить" (наших) и "обелить" (нацистов).
В конце 80-х и в 90-е годы обнародован огромный пласт доселе закрытой информации, раскрывающей теневые стороны Победы. Как следствие, появилось ощущение нового перекоса, теперь уже в обратную сторону - умаления народного подвига. Правда, это смещение акцентов вызвано долгим периодом военных сказок.
Сейчас, на старте XXI века, мы видим очередной зигзаг: опять прямолинейные, черно-белые по содержанию сюжеты, помноженные на технический прогресс, зубодробительную критику в адрес тех, кто хоть на полшага отклонился от "генеральной линии", и, как уже сказано, малочисленность живых свидетелей войны. Между тем истина, несмотря на разницу в политических подходах, опирается на "три кита".
Во-первых, не бывает "стерильных" войн, где одни абсолютно правы, а другие полностью виноваты. С нашей стороны война была в целом справедливой, мы были лучше фашистов. Это, однако, не означает, что мы всегда и во всем действовали безупречно.
Во-вторых, война, несмотря на, казалось бы, полную ясность ("вот свои, а вот враги"), очень сложное, многомерное явление. Тут и мужество, отвага, героизм, стойкость, чувство долга. Тут и боль, кровь, грязь, голод, холод, жестокость, трусость, предательство. И чем больше война, тем сложнее ее природа.
В-третьих, май 1945 года - это не только радость, но и скорбь. Не только триумф, но и горечь Победы. Таких жертв и лишений быть не должно - вот урок, который, пожалуй, важнее, чем залихватское "как мы их сделали!". И если молодые люди будут хоть на мгновение задумываться о той Победе, а не просто отмечать веселый праздник - значит, память еще жива.