Купит ли Кремль японские технологии за такую цену?
На прошлой неделе премьер-министр России Владимир Путин во главе большой делегации (в неё вошло почти сто человек) посетил с официальным визитом Японию.
Премьер пытался убедить Токио совместно с Россией поучаствовать в становлении и развитии инновационной экономики на российском Дальнем Востоке. Как заявил Путин, «Россия ставит перед собой амбициозную задачу структурной перестройки экономики и перехода от экспортно-сырьевой модели на инновационный путь развития. Здесь открывается значительный потенциал для российско-японского взаимодействия в сфере инноваций».
Без энергетики никуда
Главной темой, обсуждаемой на встречах (график встреч был крайне плотный), стало сотрудничество в области энергетики. Японские компании уже давно участвуют в разработке месторождений «Сахалин-1» и «Сахалин-2». На этот раз Путин предложил японским инвесторам поучаствовать и в строительстве достаточно засекреченного проекта по строительству нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий Океан» (ВСТО). Участие Японии в ВСТО, по словам экспертов, поможет не только поднять статус проекта и его привлекательность, но и позволит диверсифицировать источники для его финансирования.
В Токио было также подписано межправительственное соглашение о сотрудничестве по мирному использованию атомной энергии, которое открывает широкие возможности для обоих государств. Россия, признанный лидер технологий по обогащению урана (на долю ОАО «Техснабэкспорт» приходится две пятых мирового рынка обогащения урана) может помочь Японии построить свой профильный завод. Владимир Путин заявил, что РФ может освоить четверть японского рынка ядерного топлива (сейчас у РФ около 15 процентов). Японцы, в свою очередь являющиеся мировыми лидерами по строительству АЭС, могут предоставить России новейшие технологии в этой сфере.
Глава «Росатома» Сергей Кириенко не исключил, что подписание рамочного соглашения о мирном использовании атома может привести к созданию совместного предприятия Toshiba и ОАО «Атомэнергопромом», дочерним предприятием «Росатома». На рынке ядерных технологий основными игроками считают четыре компании, в трёх из которых японцы имеют долю владения: General Electric-Hitachi, Westinghouse-Toshiba и Areva-Mitsubishi Heavy Industries. Четвёртым игроком является «Росатом». Если будет создано совместное российско-японское предприятие, японцы будут участвовать фактически во всех сколько-нибудь значимых проектах по строительству АЭС в мире (по данным компании Hitachi-GE за следующие 20 лет в мире будет построено около 100 атомных реакторов), экспортируя свои технологии в том числе и в Россию.
Острова в обмен на технологии
Владимир Путин пригласил японский бизнес поучаствовать в экономическом росте в России, указывая, что текущий кризис является весомым аргументом как для проведения экономических реформ, так и для создания новых центров экономического и политического влияния. Одним из таких центров может стать Тихоокеанский регион. В Японии уверены, что России необходимо активнее включаться в межрегиональное сотрудничество. «Отношения между тремя восточными государствами, Китаем, Японией и Южной Кореей развиваются быстро и динамично. Российский Дальний Восток также мог бы включаться в этот процесс. На данном этапе нам нужно отвлечься от конкретики и сфокусироваться на строительстве единого общества в регионе, отыскивая общие региональные идеи», — сказал корреспонденту strf.ru профессор Центра славянских исследований университета Хоккайдо Кимитака Мацудзато (Kimitaka Matsuzato). По его словам, и Владимир Путин, и Таро Асо признали, что существует своего рода «бартерность» в отношениях между проблемой «северных территорий» и японской помощью в развитии российского Дальнего Востока. «Это накладывает на правительство Японии серьёзные обязательства по развитию региона, если оно действительно претендует на эти территории», — подчеркивает эксперт. С другой стороны, как указывает г-н Матсузато, России для подготовки к саммиту стран АТЭС в 2012 году японская помощь будет весьма кстати.
Главной, и на первый взгляд почти не решаемой проблемой в российско-японских отношениях, по-прежнему является территориальный спор о Курильских островах. Однако, по обе стороны границы все обратили внимание на то, как в феврале президент РФ Дмитрий Медведев заявил о возможности решить вопрос с четырьмя спорными островами нестандартно, но не сказал как именно. Раньше Россия предлагала Японии поделить острова, отдав два из них Японии, а два сохранив за собой, на что получила категоричный отказ (а теперь аналогичные предложения звучат и с японской стороны). Эксперты полагают, что в ближайшее время, возможно, станет ясно, какой именно путь решения проблемы предлагают в Кремле в смысле его нестандартности.
Японцы неоднократно указывали, что как только вопрос с Курилами будет решён (а другого решения кроме как передачи их Японии они не принимают в принципе), на острова «обрушатся» многочисленные блага: будет построена современная инфраструктура, больницы, аэропорт, новые дома и офисные здания. Российское население, проживающее на Курилах, сможет получить двойное гражданство, получая такую же социальную защиту со стороны Токио, что и сами японцы. Более того, указывают они, японский инвестиционный капитал хлынет не только на Курилы, но и на весь Дальний Восток России.
Как сообщил корреспонденту strf.ru президент компании Advance Material Japan Corporation Сигэо Накамура (Shigeo Nakamura), у его компании, занимающейся преимущественно импортном российских металлов, возникали серьёзные трудности с трансфертом своих технологий на территории России и внедрением своих ноу-хау и методов (гораздо более эффективных и экономически выгодных, чем наши) добычи полезных ископаемых. Во многом это связано с тем, что между РФ и Японией до сих пор не подписан мирный договор, что создаёт серьёзные препятствия для экспансии японского бизнеса на российский Дальний Восток. «Теперь, после визита Путина, я надеюсь, трудностей станет меньше. Не исключено (при условии разрешения территориального вопроса), что Япония активно включится в процесс развития Дальнего Востока РФ, особенно на острове Сахалин и в Приморье, и мы сможем использовать наши технологии в вашей стране. Инвестировать средства и технологии в РФ для японского капитала также будет проще», — сказал бизнесмен.
Преображая Дальний Восток
Российские эксперты также указывают, что Япония может реально помочь России преобразить Дальний Восток. «Япония уже готова развивать сотрудничество по различным направлениям: энергетике, транспорту, связи, охране окружающей среды, здравоохранению, увеличению товарооборота и инвестициям. Японии предложено участие в строительстве завода по сжижению природного газа на Дальнем Востоке с последующей поставкой топлива в Японию, развитии Восточно-Сибирского нефтепровода, модернизации Транссибирской железной дороги и эксплуатации лесных богатств Сибири», — отмечает Директор Института стратегических оценок и анализа Вагиф Гусейнов. Участие японских компаний в сахалинских проектах также принесёт пользу: такие компании как Mitsui и Mitsubishi принесут с собой новые технологии, которые необходимы, например, при морской добыче углеводородов.
Одним из примеров внедрения инновационных японских технологий может стать сотрудничество в Амурской области по проекту Нижне-Бурейской ГЭС. На днях ОАО «РусГидро» и японские компания Electric Power Development и Mitsui&Co подписали меморандум о намерениях, что в перспективе поможет России внедрить на этом энергетическом предприятии новейшие сберегающие технологии и сделать его экологически чистым. Эксперты также не исключают, что трансферт инновационных японских технологий в такой отрасли как развитие инфраструктуры (прежде всего в строительство авто и железных дорог), а также внедрение технологий на промышленных предприятиях помогут создать современную экономику в регионе.
Для России территории, лежащие к востоку от Сибири, традиционно являются кладовой богатств, из которой можно и нужно брать природные ресурсы, не сильно заботясь о местном населении и развитии экономики. Дальний Восток в этом отношении представляет собой наиболее показательный пример, исторически финансируясь по остаточному принципу. Вариантов развития для региона и создания там инновационной экономики не так уж много. Сотрудничество с Японией представляет неплохой шанс для перестройки всей экономики региона, и вряд ли его стоит упускать.
Часто возникает вопрос: что лучше, развивать собственную науку и внедрять отечественные разработки, или же закупать западные технологии и внедрять их у нас. Сторонники первого подхода указывают, что просто так передавать передовые технологии никто не будет, и Россия будет получать устаревшие инновации. Более того, за эти технологии от нас потребуют много услуг и уступок, включая политические и военные. Сторонники второго уверены, что, поскольку Россия пока является страной «догоняющего развития», проще и дешевле пользоваться уже готовыми хорошо зарекомендовавшими себя зарубежными технологиями. По-своему правы обе стороны, а истина, как обычно, находится посередине. Впрочем, не совсем. Здесь стоит вспомнить историю — просто так никто и никогда не продавал России современные технологии. Даже тогда, когда над всем миром нависла угроза гитлеровского порабощения. В случае с Японией цена «инновационного вопроса» — Курильские острова. Купит ли Путин японские технологии за такую цену?