Священники РПЦ переквалифицировались в "черных риелторов"
В Таганскую прокуратуру Москвы две недели назад передано уголовное дело о пропаже сына покойного народного артиста России Бориса Новикова.
61-летний Сергей, инвалид с детства, слепой и психически больной, исчез из квартиры в знаменитой высотке на Котельнической набережной в Москве, где в последние годы жил с матерью, женой актера Надеждой Антоновной. Исчез он в середине апреля сразу после того, как якобы подписал договор купли-продажи элитной квартиры, чего сделать очевидно не мог в силу своей недееспособности.
Квартиры в этом доме стоят дорого. Высотка на Котельнической набережной - лакомый кусок для циничных и безжалостных дельцов. Квартиру Новиковых оценили в 18 миллионов рублей, эта сумма значится в договоре купли-продажи.
Найти пропавшего человека и прояснить ситуацию хотят несколько человек - друзья и соседи семьи Бориса Новикова, судьба каждого члена которой оказалась трагичной. Борис Новиков сыграл свою последнюю роль за год до смерти. Его не стало в июле 1997-го. Артист долго болел и ушел в забвении и нищете.
Жена Надежда Антоновна держалась еще 11 лет. Она знала, что тяжело больной сын Сергей, кроме нее, никому не нужен. Ему она посвятила жизнь, оставив актерскую карьеру. Последние годы она сама была прикована к постели и нуждалась в помощи. И вот прошлой осенью Надежды Антоновны не стало, а в апреле этого года, на Пасху, исчез Сергей.
Известно, что родственников у Новиковых нет. Тревогу подняли несколько человек, близко знавших эту семью, и благодаря им дело о странной пропаже человека и не менее странной купле-продаже квартиры обрело огласку в СМИ. В частности, телеканал ТВЦ посвятил репортаж в передаче "Линия защиты".
В этой истории много странного и бесчеловечного, говорится в репортаже. Есть отработанная безнаказанно орудующими в Москве "черными" риелторами схема отъема квартиры. Есть покупатель, некая гражданка Б., которую никто никогда не видел.
Самое неприятное и странное в этой истории то, что вольно или нет действующими лицами событий оказались религиозные деятели - настоятель церкви Святителя Николая в Котельниках отец Алексей Ющенко и староста церкви Александр Бродский. Они опекали Новиковых в последние месяцы жизни Надежды Антоновны, именно с ними потерявшая надежду женщина подписала перед смертью какие-то бумаги. Какие именно - неизвестно.
После смерти Надежды Антоновны за Сергеем ухаживала сиделка - от храма. Туда обратились соседи, обнаружившие пропажу сына актера и пустующую, по всей видимости, квартиру.
"Опекуны" из храма сами нашли семью Новиковых. Теперь они отказываются от комментариев
Как рассказала журналистам телеканала соседка Ольга Вишневская, дружившая с Надеждой Антоновной много лет, в последнее время та была очень озабочена тем, что будет с сыном после ее смерти. Она перебирала всех знакомых, кому можно было бы доверить Сергея. В том числе предлагала ухаживать и Ольге, но она отказалась в силу возраста. Затем, по словам Надежды, ей неожиданно предложили помощь люди из храма.
Это подтвердил и друг семьи Новиковых, актер Николай Денисов. "Ухаживать за Сережей как бы взялся храм Святого Николая на Котельниках, лично отец Алексей, пообещал клятвенно Надежде Антоновне умирающей, что он возьмет Сережу на себя и будет ухаживать до конца дней их, - рассказал он. - И вот они как бы доухаживались так, что Сережа исчез, и квартира уже продана совершенно подставным лицам. Куда исчез Сережа, не известно, они как бы отнекиваются всячески от того, что произошло".
Попытка журналистов связаться с отцом Алексеем оказалась безрезультатной - пообещав встретиться, он перестал отвечать на звонки. А староста храма Александр Бродский комментировать ситуацию отказался. "Я при чем здесь? Я свою работу делал, выполнял добросовестно", - сказал он.
По версии отца Алексея, а он знает об этом якобы со слов Бродского: в дверь квартиры позвонила какая-то женщина, представившаяся родственницей Новиковых (а таковых, как уже указывалось, у семьи не осталось), с ней был милиционер. Женщина потребовала все документы на квартиру, Бродский отдал их и ушел. Внизу, у подъезда его поджидали двое незнакомцев. Они посоветовали не вмешиваться. Бродский их послушался. С тех пор о Сергее Новикове ничего не известно.
Николай Денисов также рассказал, что, оказывается, "опекуны" от церкви до сих пор не похоронили прах Надежды Антоновны - он лично справлялся об этом на днях в Николо-Архангельском кладбище. Там ответили, что прах до сих пор, спустя полгода, просто лежит там бесхозный.
Как полагает (и надеется) Денисов, Сергей Новиков может быть "где-то при церкви" или в какой-нибудь частной больнице. В других больницах - а обзвонили, по его словам, все возможные, такого пациента нет.
В то же время актриса Лада Машарова, также близкий друг семьи, прямо сказала, что Надежда Антоновна поручила отцу Алексею заботиться о сыне в обмен на квартиру. По словам Машаровой, после отпевания батюшка заверил, что, "пока он жив, с Сергеем ничего не случится", и что "о нем будут заботиться всем храмом". То же он повторил и на девяти днях.
На 40 дней друзей Надежды Антоновны уже не пригласили, а потом выяснилось, что отец Алексей подыскал для Сергея Новикова опекуна. Опекун этот оказался человеком ненадежным и вскоре признался, что согласился поставить свою подпись под соответствующими документами за вознаграждение, говорится в репортаже.
Высотка на Котельнической - лакомый кусок для риелторов, но владельцы элитных квартир не спешат их продавать
В прошлом году "Коммерсант" опубликовал большую статью о доме на Котельнической - к его 55-летнему юбилею. Эта высотка - как город в городе. В разное время здесь жили Фаина Раневская, Константин Паустовский, Галина Уланова, Михаил Жаров, Роман Кармен, Борис Новиков, Никита Богословский, Клара Лучко и Лидия Смирнова. Сегодня в этом доме живут Александр Ширвиндт, Людмила Зыкина, Вилли Токарев, Андрей Вознесенский, Дмитрий Нагиев, Ефим Шифрин и многие другие известные люди.
Именитые жильцы не стремятся расставаться со своими историческими обителями, а потому квартирный рынок в доме совсем небольшой, если не сказать - микроскопический. На момент выхода статьи в доме продавались всего две квартиры: трехкомнатная (общей площадью 164 кв. м) на втором этаже, прямо над главным входом в центральный подъезд стоимостью 3 миллиона долларов и двухкомнатная квартира-студия на 17-м этаже, в боковом луче главного корпуса общей площадью 66 кв. м. с красивым видом на набережную и выходом на открытую кровлю - стоимостью 1,19 миллиона.